В поисках "свежачка"

Герои картины — иммигранты из Азии и Африки. Один — бывший врач, ныне ночной портье в не очень респектабельном отеле. Его друг, талантливый китаец-шахматист, работает в морге. Подруга Шене, турчанка, нелегальная иммигрантка, работает в швейное мастерской, где вынуждена сексуально обслуживать хозяина, дабы он не донес на нее в полицию. Впрочем, восточный темперамент дает себя знать — в сердцах девушка почти откусывает толстому противному хозяину причинное место и теперь вынуждена опять скрываться. У нее мечта — Нью-Йорк, где деревья украшены лампочками, а полицейские гарцуют на белых лошадях. Но как туда добраться. Не так сложно на самом деле — надо только дать одному негодяю вырезать себе почку, а он обеспечит и паспортом, и деньгами.

К сожалению, в отличие от "Фанатика" (или еще раньше — "Мошенников") фильм слишком строго соблюдает каноны, отчего на языке так и вертится слово "банальность". Здесь есть всего понемножку, что обеспечит фильму успех у тех, кто привык сидеть перед экраном с пивом и поп-корном. Есть интрига — злобные подонки, выковыривающие у несчастных, загнанных в угол иммигрантов, внутренние органы. Есть симпатичный и порядочный чернокожий, в которого влюблена героиня-турчанка. Есть немного юмора — ровно столько, чтобы не смазать ощущение трагичности происходящего. Есть хрестоматийный негодяй, тот самый владелец отеля, организующий подпольные операции и лишающий девственности юных мусульманок, — довольно выразительная роль Сержи Лопеса, испанца, известного по фильмам "Порнографическая связь" и "Гарри — друг, который желает всем добра". Но всего этого было бы недостаточно, и фильм занял бы какое-нибудь сорок пятое место в ряду прилично скроенных, но второразрядных фильмов, если бы не Одри Тоту.




Посмотрев "Амели", где Тоту играла заглавную роль, Фрирз вздохнул: "Фильм — ерунда, но актриса больно хороша". В смешной, по-девчачьи трогательной Амели, сыгранной молодой актрисой забавно-фарсово, режиссер увидел огромные, никем пока не востребованные по-настоящему залежи таланта. И не только и не столько комедийного. Эта девушка с огромными черными глазами и большим чувственным ртом оказалась фантастически приспособляемой к любой ситуации. Она как хамелеон, может стать вдруг совершенно некрасивой и даже неприятной, как в фильме "Испанка", или необыкновенно привлекательной восточной красавицей, прекрасной в мешанине наивности и жестокости. Мусульманка из турецкого захолустья, попившая на чужбине вина, попробовавшая свинину, лишившаяся девственности в криминальном отеле под липким телом ненавистного подонка, уже ничего не боится. Если надо, она сама за милую душу поможет другу, подмешав в пиво снотворного, вырезать почку у того подонка. И причинное место у толстяка откусить — это очень просто, ведь восточные женщины самолюбивы. При этом Тоту умудряется наполнять свои огромные глаза такой детской наивностью, и такая трогательная глупость звучит в ее мечтах о Нью-Йорке с лапочками на деревьях, что только за это можно простить режиссеру все промахи его новой картины.



Пожалуй, главный промах картины — это очевидная нестыковка замысла и его воплощения. Попытавшись создать нечто свежее и оригинальное, режиссер пошел по самому простому пути. Он повел нас в тот мир, который невидим и неведом, мир, где экстремальность рождает жестокость, а человеческая жизнь не стоит ломаного гроша. Однако забравшись в джунгли, умей оттуда выбраться, иначе ты станешь очередным искателем "свежачка". Забравшись в джунгли общества, умей выцарапать оттуда по максимуму все, чего нет на поверхности. История иммигрантов, рассказанная в "Грязных прелестях", оказалась стандартным набором необходимым атрибутов. Замысел фильма трансформировался в скучную констатацию жестокости жизни и отсутствия милости к падшим. Герои, обитатели иммигрантского дна, скучно-положительны, и только огромные черные глаза Одри Тоту примиряют с неожиданной банальностью новой работы Стивена Фрирза.
Автор: Екатерина Барабаш Независимая газета

Читай также