Став младшим из трех детей в семье Маргарет и Эдварда Батлера. Когда ему было 6 месяцев, семья переехал в Монреаль, где его отец работал бухгалтером, а еще через полтора года его родители развелись.
Еще в детстве Жерар увлекся театром – в 12 лет он участвовал в театральной постановке в одном из крупных театров Глазго. Он поступил на учебу в шотландский молодежный театр, однако, несмотря на то, что там он считался одним из самых талантливых студентов, Батлер решил, что актерская карьера слишком нереальна и поступил в Университет Глазго на факультет юриспруденции.
Закончив учебу, Батлер отправился в Лос-Анджелес. Не сумев получить там ни одной интересной роли, он вернулся в Шотландию, где на протяжении двух лет проходил практику одной из крупнейших юридических фирм. Работа юристом вскоре доконала Батлера – однажды он посетил театральную постановку «На Игле» и понял, что выбрал не ту профессию. Подобные настроения, видимо, не остались незамеченными его работодателями и Батлера уволили всего за неделю до конца его юридической стажировки. Теперь Батлера уже ничего не удерживало, и он отправился в Лондон, где начал искать возможность попасть обратно в мир театра. Вскоре удача улыбнулась ему – сначала он получил роль в спектакле Coriolanus, а уже через некоторое время играл ведущую роль в постановке «На Игле» /Trainspotting/, которой он до этого восхищался из зрительного зала.
В 1997 году состоялся первый крупный кинодебют Батлера – он сыграл в ленте Mrs. Brown c Джуди Денч и Билли Коннолли. Примерно в то же время он сыграл небольшую отрицательную роль в Бондовском «Завтра Не Умрет Никогда», не приостанавливая при этом своей театральной карьеры. В 2000 году на экраны вышло несколько лент с участием Батлера – гангстерский фильм Стрелки /Shooters/, военная драма Harrison's Flowers, а также Дракула Уэса Крейвена, где актеру досталась главная роль. Следующий год прошел для Батлера не очень успешно, в основном он работал над телепроектами и только в 2002 году получил роль в картине Власть Огня, где сыграл сподвижника Кристиана Бейла в нелегком деле истребления драконов.
В 2003 году актер составил компанию Анджелине Джоли в сиквеле Лары Крофт, что, несомненно, поспособствовало его дальнейшей узнаваемости у широких зрительских масс. В том же году выходит еще одна лента с участием Батлера – В Ловушке Времени /Timeline/, экранизация романа-бестселлера Майкла Кричтона, получившая довольно прохладные отзывы критиков и довольно слабо показавшая себя в прокате.
Жерар Батлер проходил кастинг для экранизации Призрака Оперы в числе сотни других актеров, однако именно его жесткий, немного рок-н-рольный голос пришелся по душе автору мюзикла Эндрю-Ллойд Вебберу, который взял его на главную роль даже, несмотря на относительную неизвестность актера. Съемки дались Батлеру нелегко – ему приходилось тратить по 4-6 часов ежедневно, пока на него накладывали грим, петь в котором было гораздо сложнее обычного. Но конечный продукт, несомненно, оправдал все вложенные в него силы и по праву может считаться одной из лучших экранных мюзиклов последнего времени.