Дзеффирелли был любимым ребенком флорентийского коммерсанта Отторино Корси и модельера Алаиды Гароси, которая умерла, когда сыну было шесть лет. Дзеффирелли, после смерти матери, под свою опеку взяла английская леди из Флоренции Мэри О’Нил, которой он обязан и своим интересом к Шекспиру. (Персонаж, воплотивший образ О'Нилл — это Джоан Плаурайт в фильме Дзеффирелли 1999 года “Чай с Муссолини”). “В возрастном промежутке от восьми до двенадцати она учила меня всему. Она была моей точкой отсчета в том, что правильно, а что — нет; в этических ценностях. Не забудьте — я ходил в фашистскую школу, где культура направлялась в определенное русло. Она же прививала мне культ свободы, культ демократии. И это осталось у меня в генах на всю жизнь”, — рассказывает режиссер.
В юности маэстро учился в Академии изящных искусств и на факультете архитектуры во Флоренции. Родной город оказал большое влияние на формирование личности мастера. Дзеффирелли любит говорить, что он не итальянец, а флорентиец, ибо Флоренция — артистический центр мира.
После войны в 1946 году Дзеффирелли переехал в Рим, стал театральным художником и актером. Решающей оказалась встреча Дзеффирелли с Лукино Висконти. Дзеффирелли получил роль в его фильме “Преступление и наказание” по роману Достоевского, а в 1949–1952 годах работал художником и ассистентом в фильмах “Земля дрожит”, “Самая красивая” и “Чувство”.
Дзеффирелли также делал декорации и костюмы для различных спектаклей, поставленных Лукино Висконти в Италии, в том числе “Трамвай «Желание»” Теннесси Уильямса и “Три сестры” А. Чехова. Оформление “Трех сестер” сделало Дзеффирелли знаменитым на весь мир, и театр “Ла Скала” пригласил художника сделать декорации для “Золушки” Россини. Дзеффирелли согласился при условии, что ему доверят и режиссуру. Уже в 50-х Дзеффирелли стал одним из самых известных оперных режиссеров.
Таким образом, в 1953 году благодаря триумфу постановки “Золушки” Дзеффирелли вошел в число известных оперных режиссеров. С тех пор он поставил “Турок в Италии” Россини в театре “Ла Скала”, “Сельскую честь”, “Паяцев”, “Лючию де Ламермур” в лондонском “Ковент-Гарден”, “Тоску” и “Норму” в Париже с Марией Каллас в заглавных партиях. Наши соотечественники познакомились с Дзеффирелли во время турне миланской оперы “Ла Скала” в 1964 году. Самое сильное впечатление произвела на зрителей и слушателей “Богема”, поставленная и оформленная Дзеффирелли. Он резко отошел от стиля сценического воплощения традиционной оперы, его постановку отличал “современный оперный реализм”. В 1965 году Дзеффирелли экранизировал “Богему”. Успех был небывалым. Фильм одновременно демонстрировался в 57 кинотеатрах Нью-Йорка и 350 залах других городов.
Особой любовью у Дзеффирелли пользуется Шекспир. Мировая критика называет Франко Дзеффирелли режиссером-шекспироведом. Он ставил “Отелло” в шекспировском мемориальном театре и “Гамлета”, который показывался в Италии и во многих других странах. Кроме того, среди творческих достижений Дзеффирелли постановка оперы Верди “Фальстаф” в “Метрополитен-опера” в Нью-Йорке, оперы Самуэля Барбера “Антоний и Клеопатра” в “Линкольн-центре”, “Много шума из ничего” в Национальном театре Лоренса Оливье и в театре “Олд Вик” в Лондоне.
В 1960 году режиссер также поставил “Ромео и Джульетту”. Причем во время празднования 400-летия со дня рождения Шекспира, Дзеффирелли поставил “Ромео и Джульетту” на итальянском языке в Римском театре Вероны. Экранизация же этой пьесы в 1968 году принесла Дзеффирелли полный триумф и по праву считается вершиной его карьеры. Вновь и вновь смотреть на это — восхитительно! Когда фильм был впервые показан в Лондоне, Шекспир мог бы быть удовлетворен. Почему? Безусловно, из-за силы искусства, но также и потому, что Ромео и Джульетта не были отдаленными и нарицательными фигурами, как Цезарь, Отелло или Макбет. В фильме Дзеффирелли они были просто парой влюбленных подростков, узнаваемых и похожих на каждого из сидящих в зале.
Настоящим режиссерским успехом в 60-х годах стала также широко разрекламированная экранизация “Укрощение строптивой” (1967) с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном.
В 1970 году режиссер поставил телевизионный фильм-оперу “Фиделио”. В 1977-м — сериал “Иисус из Назарета”. В 1981 году в США снимает фильм “Бесконечная любовь”. В 80-е годы Дзеффирелли ставит сразу несколько телевизионных фильмов-опер: “Сельская честь”, “Паяцы”, “Травиата”, “Отелло”. В 1988 году выходит фильм “Молодой Тосканини”. А в 1990 году Дзеффирелли вновь возвращается к Шекспиру, экранизируя “Гамлета”.
В 1998 году Дзеффирелли снял в Италии фильм “Чай с Муссолини” с участием актрисы и певицы Шер. Основой фильма стали первые главы написанной в 1988 году автобиографии. В 2002 году на экраны вышел фильм Франко Дзеффирелли “Каллас навсегда”, в котором роль выдающейся греческой певицы исполняет Фанни Ардан.
А в ноябре 2004 года легендарный итальянский режиссер Франко Дзеффирелли стал Почетным рыцарем Великобритании. Королева Елизавета Вторая присвоила ему этот титул за вклад в развитие британской культуры.
На церемонии в Риме почетный орден режиссеру вручил английский посол. Однако титул “сэр” Дзеффирелли не присвоили, поскольку он не является гражданином Великобритании. Дзеффирелли сможет теперь добавлять к своему имени аббревиатуру KBE (Knight Commander of the Order of the British Empire — Рыцарь-Командор Ордена Британской Империи). Сам режиссер, получив награду, ответил шуткой: “Я всегда знал, что британцы — люди экстравагантные, но, вручив мне награду, они зашли слишком далеко”.
До Дзеффирелли рыцарского титула Британии удостаивались такие иностранные деятели культуры, как композитор Андре Превен, режиссер Стивен Спилберг, скрипач Йегуди Менухин и актер Боб Хоуп.
Маэстро Франко Дзеффирелли по праву считается одним из великих европейских режиссеров послевоенной поры.
Подготовила Татьяна Федосенко