Ари Фольман – это режиссер, специализирующийся на драмах. Несмотря на то, что послужной его список довольно скромен – всего три ленты - каждая из его картин, это подлинное исследование того или иного аспекта человеческой души. В своем третьем фильме он уделяет внимание страсти человека к насилию.
Новая работа Фолькмана – это не просто «еще один мультик про войну». Собственно говоря, «Вальс с Баширом» и мультфильмом-то назвать нельзя. Это, прежде всего, собрание психологических изменений, которым подвергается внутренний мир человека, которому выпало несчастье окунуться в ад войны.
Такой фильм не мог быть снят на обыкновенную пленку с участием ветеранов войны в Ливане. Даже документальная военная хроника не в состоянии передать весь спектр эмоций, чувств и ощущений, которые обрушиваются на зрителя, стоит ему лишь приступить к просмотру.
Сюжет «Вальса» довольно прост: приятелю главного героя, сорокалетнего Ари постоянно снится один и тот же кошмар. Его преследуют 26 разъяренных собак, которые мчатся на него через охваченный пожаром войны город, и свирепо его облаивают. Кошмар вызван тем, что, будучи на войне в Ливане, ему пришлось перестрелять всех собак в одной арабской деревне. Животные своим лаем привлекали внимание террористов, а военные не могли этого допустить. Друг просит Ари о помощи, но тот, в свою очередь попросту не может ничего вспомнить об этом периоде своей жизни. С этого и начинается путешествие главного героя – навстречу друзьям, бывшим сослуживцам, и ужасам, запертым в глубине его собственной души.
«Вальс с Баширом», наполненный загадочными образами, вперемешку с обрывками воспоминаний кадровых военных и псевдодокументальной хроникой боевых действий завораживает с первых секунд. Впрочем, осознать его в полной мере дано лишь тому, кто сам, подобно Ари, пытается разобраться в хитросплетениях собственной души.
Вся картина проникнута каким-то сугубо личным переживанием, неким ощущением, которым обладает каждый из нас, старательно пряча его от посторонних глаз. При просмотре «Вальса с Баширом» больше всего хочется забиться в тихий уголок в родном доме, и там, отгородившись от всего мира, достать из недр своего «Я» нечто очень личное, интимное… Чтобы, спустя всего пару минут вновь спрятать от самого себя, и снова натянуть привычную улыбчивую маску человека, у которого «все о'кей». Ведь это так страшно – посмотреть в глаза чудовищу, которое смотрит на нас из зеркала.
Неудивительно, что фильм вызывает подобные эмоции. Ведь режиссер Ари Фольман в первую очередь снял картину, опираясь на собственные переживания. В боевых действиях израильской армии против Ливана он принимал самое непосредственное участие. «Вальс с Баширом» - это кривое зеркало общества, вальс с чудовищем, которое заперто в нашей душе, и в которое неизменно превращается каждый, кто принимает участие в войне. Неважно, укрываясь за броней танка от шальной пули, или росчерком пера, отправляя армии в бой. Ведь в настоящей войне нет места героизму и пафосному солдатскому братству, воспеваемому в «ура-патриотических» боевиках. А воинские почести и медали – это просто памятники на могилах. Даже если этим «могилам» посчастливилось уцелеть в бою.