Режиссер Тони Скотт, пожалуй, последний приверженец так называемой «школы девяностых», когда боевики буквально сочились чистейшим, концентрированым экшеном. Именно ему мы должны быть благодарны за десятки картин, которые сегодня стали просто квинтэссенцией жанра. Из-под его пера вышли «Лучший стрелок», «Последний бойскаут», «Фанат», «Враг государства» - те фильмы, которые, периодически пересматривает любой киноман, независимо от личных предпочтений. «Захват подземки 123», снятый им в лучших традициях жанра, лишний раз доказывает, что мастерство режиссера лишь шлифуется с годами.
Сюжет ленты не то, чтобы очень оригинален. Рутинный рабочий день диспетчера нью-йоркского метро Уолтера Гарбера стремительно превращается в сущий ад, когда группа из четырех террористов отцепляют вагон с восемнадцатью пассажирами на линии Пелхем. Головорезы организованны, и неожиданно хорошо разбираются в тонкостях работы метрополитена и Федерального резервного банка. Архитектор этого кошмара, представившийся как Райдер, требует за освобождение заложников десять миллионов долларов, которые должны быть доставлены ему в течение часа. За каждую минуту просрочки он будет убивать одного пассажира. И, в довершение всего, именно Уолтер Гарбер должен принести ему деньги – Райдер проникся к диспетчеру необъяснимой симпатией. Собственно, на противостоянии полиции и террористов, Райдера и Гарбера и построена львиная доля сюжета.
Однако, ленты Тони Скотта не были бы столь любимы фанатами жанра, если бы режиссер регулярно не скармливал зрителю всплывающие подробности и секреты из жизни героев. Так, со временем выясняется, что Гарбер стал диспетчером в результате понижения с крупной должности, погорев на деле о взятках, которых, якобы, не брал. Сам Райдер тоже не просто террорист, решивший заработать деньжат, играя жизнями заложников. А развязка сюжета приятно удивит каждого, кто уже успел разочароваться в остросюжетных боевиках.
Интересно, что в «Захвате подземки 123» режиссер применил один из своих излюбленных приемов – плавный монтаж. Таким образом, на экране все время что-то происходит, а фильм смотрится на одном дыхании. Впрочем, немалый шарм ленте придает актерская дуэль Траволта-Вашингтон, которые, похоже, вознамерились прямо на съемках устроить импровизированное соревнование в актерском мастерстве. Глядя на уверенные действия Райдера, и попытки сгладить ситуацию, предпринимаемые Гарбером, невольно ловишь себя на том, что затаил дыхание. Их отсутствие в кадре превратило бы фильм в довольно посредственный боевичок.
В процессе просмотра, внимательный зритель, разумеется, заметит множество логических нестыковок. Например, почему бывший биржевой брокер после девяти лет тюремного заключения не растерял своих навыков, нахватавшись от сокамерников теоретических знаний о захвате заложников? Почему второй человек в нью-йоркском метро позарился на взятку в жалкие тридцать тысяч? Как полет в Исландию в обществе фотомодели свидетельствует о блестящем биржевом прошлом? Впрочем, динамика картины не оставляет места для подобных размышлений.
«Захват подземки 123», это, бесспорно, боевик чистой воды. Тот самый, незамутненный экшн, те же безумные поступки главных героев, те же штампы: вечно орущий начальник, злодеи, которым, невольно симпатизируешь, и герои, посмотрев на которых, начинаешь прикидывать, как бы он поступил в той или иной ситуации моей жизни. Этот фильм вряд-ли получит признание у интеллектуалов, восхищающихся Кустурицей. Однако именно этот фильм способен хоть на пару часов вернуть «правоверного киномана» в эпоху подпольных видеосалонов, переводчиков с прищепкой на носу, и зрелищ, от которых не хотелось зевать.