В последнее время любой киноман со стажем может наблюдать следующую картину. Кинопродукцию, относящуюся к жанру ужастиков, можно разделить всего на две категории. Это либо ремейки старых добрых лент, в свое время пугавших нас до дрожи в коленках, зачастую выполненные в сомнительном качестве, либо же это принципиально новые, но абсолютно не страшные фильмы. Их единственное предназначение – дать возможность зрителю скоротать вечерок, а наиболее популярный прием запугивания связан с разлитым повсюду кетчупом (в роли крови) и резиновой тварью, внезапно выскакивающей из темноты. При этом жуткий кризис идей приводит к тому, что зритель со стажем с легкостью указывает угол, откуда выскочит монстр, моментально распознает личность маньяка-убийцы или просто с первых минут знает, чем все это закончится. Добавьте сюда изобилие штампов, характерных для ужастиков, и, можно сказать, вы видели все фильмы ужасов, появившиеся на экране в промежутке с 2000 года по сегодняшний день.
Тем не менее, даже в этом стоячем болоте периодически появляется фильм, способный как следует встряхнуть устои, напугать нас до чертиков и стать картиной, с которой будут сравнивать все последующие фильмы. Забегая вперед, скажем, – «Пандорум», это как раз такой фильм.
Режиссером, который вдохнул новую жизнь в безвременно почивший жанр космического ужастика стал Кристиан Алверт, параллельно работавший над кошмариком «Дело №39», который, к слову в прокате США с треском провалился. И если туповатой истории о «девочке со взглядом волчицы» трудно дать однозначную оценку, то «Пандорум» стал для Алверта индульгенцией на несколько лет вперед.
Затравка фильма не то чтобы очень оригинальна для подобных фильмов, но и раздражения не вызывает. В недалеком будущем, когда человечество окончательно опутает Землю проводами, закоптит ее всякими невкусными выхлопами и как следует «прополет» ядерными ударами, будет принято решение подыскать новую планету-кандидата на загаживание где-нибудь за пределами Солнечной системы. В связи с этим в космос отправляются гигантские космические корабли колонистов, напоминающие нечто среднее между безвременно утонувшей станцией «Мир» и гигантской летающей скороваркой. Вот как раз на одном из таких кораблей двое несвоевременно проснувшихся членов экипажа (может, в туалет им захотелось, ну, или водички попить) обнаруживают, что на корабле нет ни воды, ни света, половина криокамер с людьми самым варварским образом разбита, а по кораблю слоняются мутанты-безбилетники. В общем, все как на Земле-матушке. Принимая во внимание, что как раз от таких реалий пассажиры корабля и пытались скрыться в гостеприимных глубинах космоса, парочка страдающих амнезией астронавтов решает исправить положение.
И вот, когда зритель начинает клевать носом от тоски, сюжет фильма совершенно неожиданно перестает быть банальным. Откуда ни возьмись, появляется какой-то Пандорум (мы, конечно, знаем, но вам не скажем, чтобы удовольствие не портить), малоаппетитные мутанты оказываются всего лишь частью головоломки, вдобавок кое-кто на почве вселенской тоски провозглашает себя Господом Богом... В общем, скука главных героев, а заодно и зрителей стремительно рассеивается.
Огромным плюсом картины стала ее неповторимая атмосфера. Сидя в темном зале кинотеатра и наблюдая, как огромная груда металлолома под названием «космический корабль» медленно тащится сквозь космос, невольно чувствуешь себя очень одиноким и потерянным. Кроме того, режиссер мастерски играет на знакомых нам штампах – вот герой подходит к месту, откуда доносился странный шорох, вот камера показывает напряженное лицо, саундтрек нервно подвывает, и… ничего не происходит. Монстра, который вывалится на нас, нет. И именно от этого становится по-настоящему страшно. Ведь раз монстра нет здесь, то где-то он таки есть. Помните? Именно так мы чувствовали себя, когда впервые смотрели «Чужого».
Атмосферу всеобщего страха дополняет и мастерская игра актеров. Старичок Деннис Куэйд, некогда сыгравший в космической «пугалке» «Враг мой», с тех пор поднабрался опыта и корчит испуганную физиономию еще лучше, чем раньше. Бен Фостер, составивший ему компанию по пробуждению, ни в чем от ветерана не отстает, великолепно передавая всю гамму чувств, испытываемых человеком, проснувшимся в полном одиночестве внутри огромной консервной банки с мутантами. Остальные актеры, хоть и понапиханы сюда для создания фона, ведут себя вполне достойно.
Минусов в фильме не то чтобы много. От взгляда читателя наверняка не ускользнули эпитеты, которыми мы обхаживаем несчастный космический корабль. Заслуженно обхаживаем, кстати. Часть спецэффектов в фильме выглядит откровенно сыро. Кое-где можно заметить куски монтажной пены, которыми укреплены декорации. Мутанты, обмазанные гримом, выглядят довольно кривовато. И таких мелочей, способных подпортить общую картину, немало. Впрочем, некоторые моменты – например, рифленые шланги и кислородные маски – очень хорошо способствуют погружению в атмосферу безумия, царящего на корабле.
Вердикт прост. Если вы любите качественную космическую фантастику и тоскуете по временам, когда ужасы были страшными, а ограниченные возможности вынуждали режиссеров пугать нас атмосферой, а не щупальцами всяких тварей – милости просим в кинозал.