МКФ Молодость: Очень приятно, Царь

То, что «Царь» российского режиссера Павла Лунгина вошел лишь во внеконкурсную программу МКФ «Молодость», «Фестиваль фестивалей», совершенно неудивительно. Присутствуй эта лента в основной программе, фестиваль можно было бы не проводить. Историческая картина такого уровня, которая пугающе правдиво, и все же в своем ключе рассказывает об одном из самых кровавых периодов истории России, просто собрала бы все возможные награды. Не исключено – в первый же день.
 
В пику всем монархистам, которые сегодня довольно активны в РФ и периодически начинают кричать, что, дескать, неплохо бы восстановить монархию, Лунгин снял ленту, буквально пропитанную страхом, паранойей и беспощадностью великого тирана.
 
1566 год. Москва. Царь Иоанн Васильевич Грозный, роль которого блестяще исполняет Петр Мамонов, окруженный фанатично преданными опричниками, вызывает с Соловков своего «друга детства» – игумена Филиппа. Царь Иван, несмотря на богопомазанность, совершенно не без причин опасается адского пламени после смерти. И Филипп в этом случае нужен ему как заступник перед высшими силами. Игумен видит, что в царе нет ни на грош раскаяния, что его верные ищейки постоянно прочесывают страну в поисках малейшей крамолы и соглашается принять сан митрополита в надежде образумить царя.
 
Что интересно – митрополит Филипп (прощальная роль Янковского, с которой тот справился просто выше всяческих похвал) не представлен в фильме святым. Это обыкновенный образованный и рассудительный человек, наделенный здравым смыслом и истово верующий в Бога. Что, впрочем, в конце концов его и сгубит. Взаимоотношения митрополита и царя, выстроенные в фильме, – это гротескные отношения психически больного пациента, (царь в исполнении Мамонова все время что-то бормочет, в то время как митрополит молчит, подобно священнику, слушающему исповедь) и его бесконечно терпеливого, но не слишком опытного доктора. Сперва эти двое отлично взаимодействуют. Но каждый хочет, чтобы другой играл по его правилам. Царю, откровенно говоря, наплевать на слово Божье – ведь он свято уверен, что его власть уже ниспослана ему Всевышним, и он может распоряжаться ею как заблагорассудится. «Как человек-то я грешник, но как царь-то я праведен!», – говорит царь, оправдывая собственные зверства. Митрополит под рукой нужен Грозному, чтобы морально оправдывать свои поступки, чтобы вечером, после массовых казней, не мучила совесть. Если говорить совсем простыми словами, его образ мышления примерно такой: «Я делаю богоугодное дело, но если где-нибудь ошибаюсь, Филипп за меня заступится». Для царя единственный закон - это он сам. Митрополит же, исповедуя закон Божий, видит, что государь просто топит страну в крови. Он всеми силами пытается вразумить Ивана прекратить террор – и постепенно попадает в немилость.
 
Главным козырем фильма является его потрясающая выразительность. Во многом это заслуга блестящей операторской работы Тома Стерна, который снимал все последние фильмы Клинта Иствуда. Большая часть ленты выстроена на игре белого и черного цветов – люди в черных кафтанах на снегу, бледные лица в темноте… Что радует – в таком достаточно кровавом фильме практически нет крови, хотя, скажем прямо, соблазн хватить красным по этому черно-белому холсту ох как велик.
 
Фильм «Царь» – это не исторический эпос о временах Иоанна Грозного. В первую очередь это в чем-то глубоко психологическая лента о противостоянии двух характеров, эдакое переложение притчи о праведнике, который в поисках Бога встретил дьявола, сыплющего цитатами из Писания.
 
Генеральным информационным спонсором МКФ «Молодость» является ТРК «Украина».

Читай также