За Катей Царик закрепилось клише «молодой перспективный режиссер». Но те, кто в теме, знают, что Катя уже давно выросла из штанишек начинающего клипмейкера и в своем портфолио имеет более пятидесяти клипов как для украинских, так и для зарубежных исполнителей.
E-motion решил пообщаться с Катей о современном украинском шоу-бизнесе, о деньгах и плагиате.
- Готовясь к интервью, естественно, решили для начала ознакомиться с твоей биографией. Залезли в интернет и вот разочаровине — ничего не нашли. Что скрываете, Катя?
- Ничего не скрываю (смеется — прим.авт.). Просто я жутко неорганизованный человек в вопросах, что касаются лично меня. Когда я занята проектами, то бросаю все силы на их реализацию, а вот привести в порядок хотя бы свой сайт времени не хватает. Впрочем, думаю в скором времени ситуация немного изменится.
- Ну раз нет нигде твоей биографии, тогда рассказывай о себе с самого начала.
- С самого-самого? Ну ладно. Родилась я 27 февраля вместе со своей двойняшкой Анастасией, которая, кстати, сейчас работает моим линейным продюсером и занимается организацией наших съемок. Кроме того, у меня еще есть старшая сестра Аня и сводный брат. Папа мой львовянин, а мама из Кривого рога. Жили мы во Львове — там я выросла и закончила школу. Меня всегда тянуло в кино и всегда нравилось смотреть клипы. Поэтому я уже четко знала, кем я хочу быть, и поступила в Институт кино и телевидения на факультет «режиссура кино». Моим первым местом работы стал телеканал 1+1, где я занималась анонсированием. Это был важный этап. Я получила какую-то техническую базу и начала зарабатывать свои, хоть и небольшие, но очень важные деньги. На эти деньги я сняла свою курсовую работу - это был клип на музыку Бйорк. Причем мы снимали на пленку Свема, которая была жутко просроченная и я до сих пор не могу понять, где мы вообще ее достали. Как бы там ни было, этот клип увидела группа «Грин Грей» и потом пошло-поехало.
- Вот с этого места поподробнее. Это был переломный момент в твоей карьере?
- Ну, наверное, этот переломный момент складывался с трех этапов. Первый, это когда меня заметили ребята из «Грин Грей». Тогда обо мне узнали некоторые представители украинского шоу-бизнеса. Даже была смешная история, связанная с этим. Я еще училась в институте, и у нас проводил мастер-класс Семен Горов. Туда набилась куча студентов, и я в том числе. И кто-то спросил Горова: «А какой клип из тех, что вы видели за последнее время, вам понравился больше всего?». И он говорит, мол, понравился клип «Грин грей», говорят, что его сняла какая-то молодая, хорошенькая девочка. И я не выдержала и сказала: «Спасибо!». Конечно, все повернулись и посмотрели на меня. В общем, работа с «Грин грей» была важным моментом. С помощью сарафанного радио обо мне начали говорить, как о режиссере, у которого можно креативно и недорого снять клип. Это, правда, не очень хорошее резюме, поскольку от него трудно отделаться. Также очень важным этапом стало знакомство с Натальей Могилевской. Наташа такой человек, который если любит, то любит очень сильно. И именно она ввела меня в этот мир шоу-бизнеса и познакомила с важными людьми в этой сфере. Ну и третьим переломным этапом в своей карьере могу назвать знакомство с Ани Лорак. Потому что после сотрудничества с ней на меня обратили внимание в России.
- Первые «пробы пера» и твоя нынешняя работа. Что изменилось? Волнение ушло? Чувствуешь себя уже уверенней?
- Ничего не изменилось! Сейчас порой еще страшнее бывает! Ведь сегодня и бюджеты больше и отвественности больше. А это все давит. Но страх это признак роста, я считаю. Когда я перестану переживать, то тогда, наверное, мне станет все равно.
А что касается первых работ... Свой первый клип с большим бюджетом я снимала для певицы Надин. Была у нас такая раньше, но потом уехала в Россию. Казалось бы она типичная «попсовичка», а такие исполнительницы предпочитают работу с именитыми режиссерами. Но она почему-то выбрала меня. Это был как раз тот случай, когда меня взяли по большому счету с улицы. Меня просто на встречу привел Гена Попенко, который вел какое-то мероприятие, в котором она принимала участие. И я сказала, что хочу снять для нее клип. Она посмотрела всего одну работу — ту самую студенческую и согласилась. Доверила мне бюджет в 10 000 долларов. На то время это были большие деньги. И все получилось! Надин осталась довольна. А для меня это был тоже очень важный этап — первый профессиональный свет, камеры, пленка.
- Ты поработала со многими звездами шоу-бизнеса. С кем из артистов работать было легче и приятнее всего, а с кем, наоборот, постоянно возникали какие-то трудности?
- Мне всегда хорошо работать с Ани Лорак, Гайтаной, Наташей Могилевской. А вот с кем было тяжело, так это с Женей Власовой. Она очень эмоциональный человек, и временами не может управлять своими эмоциями. Вообще легко только с теми, кто тебе полностью доверяет. Просто есть такие артисты, которые вмешиваются в процесс. Они считают, что они и чуть-чуть режиссеры, и чуть-чуть операторы, чуть-чуть стилисты. И это всегда сказывается на результате.
- С кем бы никогда не стала работать? И вообще бывает, что ты отказываешь заказчикам?
- Как-то было. Я отказывалась, например, когда мне не нравилась песня. Но это были начинающие артисты, а не какие-то супер-звезды. Они хотели снять один клип и сразу стать популярными. А я считаю такой подход не профессиональным. Ведь мало одного клипа — нужны ротации на радио и телеканалах, работа с прессой и т.д. А пытаться стать известным артистом с двадцатью тысячами долларов в кармане безполезно. Нужно, чтобы был четко прописан бюджет.
- А кому из исполнителей ты хотела бы снять клип?
- Я бы очень хотела поработать с Константином Меладзе. С его любым проектом. Мне просто очень нравится музыка, которую он пишет. Кроме того, мне бы очень хотелось поработать с человеком, который давно не снимает клипы и ей это, наверное, сто лет не нужно — это Земфира.
- Инициативу не проявляла?
- По отношению к Земфире — нет. Там мне кажется нужен очень специфический подход. А вот к Меладзе обращалась, но мы все никак не встретимся.
- Поговорим о деньгах. Сколько сейчас в Украине стоит снять более-менее приличный клип?
- Ну, у всех по-разному. Для себя я подсчитала такой минимум — это 30 000 долларов. Такая цена получается в связи с тем, что я работаю с профессионалами, которые лучшие на рынке: люди, которые делают декорации, специалисты по свету и спецэффектам. Они не могут стоить дешево. Конечно, бывает такое, что приходит такой хороший артист, что хочется сделать ему видео дешевле. Ты пытаешься как-то вписаться в его возможности и получается, может быть хорошо, но только со скидкой на то, что были такие условия.
- А какой самый большой бюджет клипа был у тебя?
- Бюджет съемок как-то превышал 100 000 долларов.
- Ты работала и с европейскими артистами. Например, снимала клип для Сакиса Руваса. Насколько бюджеты клипов украинских артистов отличаются от европейских?
- Очень существенно. Во-первых, там, конечно, все в евро и все намного дороже! Во-вторых, там есть такой замечательный закон о защите прав трудящихся, который гласит, что «ни один человек не должен работать больше 12 часов». Он имеет право работать дольше, но в таком случае компания, которая его нанимает должна заплатить такие суточные, что проще снимать два дня. У нас же в этом смысле проще. Люди заряжены на работу на 24 часа. Впрочем, это, конечно, не нормально. Но у них качество намного ниже, чем у нас! Я смотрела в Греции, в Польше — это же тихий ужас. У нас и в России ситуация другая.
- Знаешь ли ты расценки своих конкурентов?
- Конечно. И в целом, гонорары украинских режиссеров в одном диапазоне. Качественное видео может быть дешевле, если только режиссер откажется от своего гонорара. Но это не очень большая сумма.
- Вообще существует конкуренция между украинскими режиссерами?
- Негласная, да. Но в глаза, естественно, никто не говорит. Впрочем, мне сложно об этом говорить и потому, что я, Алан и еще пару режиссеров - мы все из одной тусовки. Мы общаемся, вместе отдыхаем, поэтому нет какой-то вражды. Конечно, иногда возникают моменты, что хотелось бы поработать с тем или иным артистом, но выбирают в итоге именно исполнители режиссера, а не наоборот. Поэтому говорить о конкуренции, думаю, не стоит. Кстати, был один очень показательный случай. Есть у нас такие недобросовестные исполнители, которые обращаются ко всем режиссерам и предлагают снять клип. При этом каждому они говорят, что именно он достоин снять для них видео. Вот так звонят, например, мне, Алану, Сереже Солодкому и толкают один и тот же текст. И вот была ситуация, когда мы узнали, что на самом деле проводится тендер и в течении десяти секунд все режиссеры перезвонили этому человеку и отказали! Проявив тем самым солидарность. Потому что так поступать очень не красиво. О тендере нужно говорить заранее и мне уже решать, стоит ли бороться за эту работу или нет.
- Очень часто наших клипмейкеров обвиняют в плагиате. Есть почва под этими обвинениями?
- Все мы наблюдаем за нашими зарубежными коллегами — это и отрицать не стоит. Что-то нас вдохновляет, что-то подталкивает к развитию. Но тут нужно чувствовать грань. Когда-то Норштейн, который снял «Ежика в тумане» называл это не плагиатом, а пересмотром одного художника идеи второго. Вот я не против этого. Но когда просто в тупую копируют — это, конечно, уже не профессионально. Есть у нас такой один товарищ, который страдает таким. Не хочу называть фамилию.
- Кстати, а твой коллега Александр Филатович в эфире одного из телеканалов без стеснения называл фамилии. Например, разбил в пух и прах клип Алана Бадоева, снятый для Светланы Лободы на песню «Be My Valentine». Он на примере показал, что стилистика видео позаимствована из рекламы кофе. Было убедительно.
- То, что делает Саша Филатович — это по большому счету пиар, не более. Пусть даже то, что он говорит и отчасти правда, но не ему судить Алана. Поскольку, если взять клипы Саши Филатовича и разбирать, то это вообще отдельная история. У Бадоева же такой уровень работ, что даже если он в одной из них позволил себе повторить какую-то стилистику, то сделал это очень круто. Саша никогда не сможет такого сделать, поэтому ему только остается сидеть на телеканалах и обливать грязью своих коллег. Когда меня пригласили на эту же программу я говорила о российских режиссерах, поскольку не хотела критиковать украинских коллег.
- А тебя когда-то обвиняли в плагиате?
- Ну, тот же Филатович прошелся по моему клипу «Солнце» для Ани Лорак. Сказал, что ему это очень напоминает рекламу Chanel. Я не скрываю, что вдохновлялась этой работой, но история «Солнце» - это не история Chanel.
- Ну а где же тогда грань между «вдохновиться» и «передрать»?
- Знаешь, это когда ты смотришь кино, листаешь журналы, читаешь книги и впитываешь что-то. А потом на основе этого рождается твоя собственная история. Но не так, что ты открыл YouTube, раскадровал все что тебе надо и точно также снял. Это уже плагиат.
- Обыватель видит только готовый продукт — клип. При желании он может прочитать в интернете, кто режиссер, кто оператор. Но вот как происходит сам процесс с самого начала, для него — секрет. Расскажешь?
- В моей практике происходит так: приходит артист со своей песней, которую еще никто-никто не слышал. Излагает свои пожелания, если они у него есть, говорит о цели, которую он хотел бы достичь этим видео. После этого я беру 3-5 дней на разработку идеи, которую представляю потом в сценарном виде. И в зависимости от того, будет ли там графика, будут ли там декорации выстраивается подготовительный процесс. Он, как правило, длится 10 дней. За это время собирается команда, шьются костюмы, строятся декорации, ставятся танцы — все зависит от идеи. Потом уже идут съемки. Они длятся зачастую около 24 часов — 1 день. В редких случаях два дня. Это уже могут позволить себе не все, поскольку это двойная оплата по всем параметрам. После этого я со всеми материалами уезжаю в Москву. Там мы переганяем и проявляем пленку. Делаем цветокорекцию, колорируем, записываем на цифровой носитель и потом возвращаемся в Киев, где приступаем к монтажу. И от дня съемки до выхода клипа уходит около месяца. Если есть графика, то это месяц и больше, если же ее нет, то это примерно две-три недели. На последнем этапе артист уже утверждает результат, высказывает свои замечания если они есть и потом уже запускает видео в ротацию на телеканалах.
- А были ли случаи, когда заказчик оставался недоволен результатом?
- Был один жуткий конфликт с группой «Талита Кум». Они видимо недопоняли, что я им предложила и начали потом доделывать что-то сами. В результате, мне было страшно смотреть на эту работу. После этого я сказала, что никогда не буду работать с этими людьми. А так больше таких случаев не было. Есть, конечно, какие-то пожелания или замечания, но это все рабочие моменты. Просто у каждого человека свое восприятия себя. Вот он видит в себе какой-то изъян, который больше никто не видит. И вот ты пытаешься убедить, что все там нормально. Но никаких страшных конфликтов не возникало.
- Вот ты говоришь, что 3-5 дней уходит на идею. А если идея не идет? Бывает такое?
- Ой, бывает! Оно как-то очень странно. Временами идея приходит конкретно благодаря песни. Можно услышать даже не текст, а какой-то проигрышь и у тебя рождается кадр из которого потом раскрывается вся идея клипа. Временами же песня не очень нравится и вдохновляет, зато очень нравится артист. И ты уже думаешь, как бы его хотел показать, анализируешь чего у него еще не было. После этого уже приходит какая-то задумка. Есть также давно придуманные идеи, которые просто ждут своих песен и своих артистов. Но иногда бывает и такое, что ты словно головой о стену бъешься и пусто. Никаких идей. У меня было такое пару раз. Как-то за пять минут до встречи с заказчиком, когда я понимаю, что придется нести какую-то ахинею, у меня рождается идея!
- Ты не раз заявляла, что хочешь снимать полнометражное кино. Как сейчас с этим дела?
- Я продолжаю писать сценарий для своего полнометражного фильма. И паралельно работаю над короткометражкой, с которой я и хочу начать. Пока еще рано об этом говорить, но надеюсь все получится!
E-motion тоже надеется, что у Кати все получится! И, глядишь, следующее интервью уже будет приурочено к выходу полнометражного фильма режиссера Кати Царик.