Мир моды скорбит — вчера покончил жизнь самоубийством Александр МакКуин — дизайнер, которого многие не без оснований называли fashion-гением. Сказать, что эта новость стала шоком — не сказать ничего. Для многих смерть МакКуина — это конец эпохи и сокрушительный удар по миру высокой моды.
Украинские дизайнеры, которые всегда внимательно и с восторгом следили за творчеством британского коллеги, до сих пор не могут прийти в себя. Все, к кому E-motion обратился за комментарием, называли уход МакКуина не иначе, как трагедией.
Сергей Ермаков:
- Я узнал об этом вчера днем. Мне позвонили сразу несколько человек — Лена Голец, Светлана Вольнова и сообщили эту шокирующую новость. Когда пришел домой, сам все перепроверил и, к сожалению, это оказалась правдой. Что тут сказать? Я обожаю этого дизайнера, и мне кажется, для моды это огромная трагедия сравнимая, со смертью Диора, Шанель и Лорана. Честно говоря, до сих пор не могу прийти в себя. Считаю МакКуина гениальным мастером, архитектором моды, и теперь не представляю, кто из современных художников сможет возглавить Дом с его именем. Мне кажется, он не показал миру все, что он мог показать. Его коллекции иначе как произведениями искусства назвать нельзя. Да, он был импульсивным человеком, был склонен к депрессиям. Но такова душа художника, которая металась то к темным, то к светлым силам. Но, куда бы он не посмотрел - это всегда было совершенство!
- На ваш взгляд, как смерть МакКуина отразится на мире моды?
- Может быть, я как-то по-стариковски смотрю на эти вещи, но мне кажется, что то искусство, которое называется высокой модой, умирает. И смерть МакКуина - это очень большой удар. Совсем немного осталось той старой кутюрной гвардии. Их можно пересчитать на пальцах одной руки: Гальяно, Готье, Лагерфельд. Мне очень грустно, что уходят настоящие художники из мира моды. На это больно смотреть.
- Как считаете, показ коллекции МакКуина, который запланирован на 9 марта, состоится?
- Если бы я был директором Лондонской недели моды (тут Сергей ошибся — показ МакКуина должен состоятся в Париже), я бы показал коллекцию МакКуина. Показал ее в том состоянии, в котором она сейчас есть. Ни в коем случае нельзя менять что-то — это может сделать только художник. И вообще, эту Неделю моды нужно посвятить МакКуину и его памяти. Думаю, так и будет. Соберутся его поклонники, звезды, которые его обожали и почтят его память.
Лилия Литковская:
- Вы знаете, не хочется много говорить сейчас. Да, мир моды потерял гениального дизайнера, и это большая трагедия, но мне бы очень не хотелось, чтобы смерть МакКуина была использована кем-то для самопиара.
- Как лично вы относились к творчеству Александра МакКуина?
- Я была очень увлечена ним. Когда в Киев приезжал один из преподавателей Saint Martins, он рассказывал о том, каким был МакКуин во время учебы. Это был действительно очень яркий и эксцентричный человек. И очень жаль, что его больше нет. Теперь самая главная задача для его менеджеров, директоров - сохранить дух МакКуина, чтобы даже после его смерти Дом жил. Как, например, Dior.
Андре Тан:
- Для меня известие о смерти МакКуина стало просто шокирующим. Если честно, сначала даже не поверил - подумал, что это какая-то газетная утка. Но потом проанализировал все, почитал новости — и стало очевидно, что это действительно правда. Да, он был довольно депрессивным, как и его подруга Изабелла Блоу. Они были очень близки, и, мне кажется, Изабелла забрала его в мир иной. Знаете, когда я был на его последнем показе, закралась мысль: «А может ли быть еще лучше?». Ведь это было настолько гениально, что, казалось, нельзя сделать даже что-то подобное. И символично, что этот показ стал последним для МакКуина. Мир потерял сюрреалистического дизайнера, который не боялся продвигать свои идеи. Это очень большая потеря.
- То есть, на ваш взгляд, показ, назначенный на 9 марта в Париже, уже не состоится?
- Я думаю, что коллекцию покажут. Другой момент, что МакКуин очень многое менял непосредственно перед показом, поэтому, считаю, это уже нельзя будет назвать полноценной его коллекцией. Скорее, это лишь ее начало.
- По мнению Карла Лагерфельда, в творчестве МакКуина всегда было заигрывание со смертью. Вы тоже так считаете?
- Да, это присутствовало. Я помню, например, его показ в заброшенном цирке под Парижем, где было темно, и всем выдавали фонарики. А модели ходили по сатанинскому знаку. Но, как бы там ни было, что бы люди не видели в его коллекциях, никто не станет отрицать, что он был гениальным дизайнером, и это очень большая потеря для мира моды.
E-motion сделал подборку лучших фотографий с показов Александра МакКуина и кадров из его жизни.