Недавно в Киеве состоялось открытие выставки одного из самых ярких современных украинских художников Ильи Чичкана. Его работы как всегда породили массу споров и критики. Некоторые даже открыто обвиняли Чичкана в плагиате. E-motion решил узнать у самого художника, как он относится к критике в целом и к таким обвинениям в частности.
– Илья, во-первых, скажите, вы сами довольны выставкой?
– Если честно, после Венеции это, наверное, самый интересный мой проект. Я в очередной раз убедился, что работа с пространством очень важна. В Венеции, по сути, все было построено как раз на этом. И в Киеве я тоже постарался сделать акцент на пространстве.
– Но некоторые критики разнесли вашу выставку в пух и прах. Вы читали какие-то мнения на этот счет?
– У меня такая жизненная позиция, или, если хотите, концепция — не засорять сознание. Я даже в Facebook до сих пор не зарегистрировался, поскольку думаю, что это уведет меня куда-то в сторону. Поэтому я делаю все на свое усмотрение и не очень обращаю внимание на разные комментарии.
– То есть для вас не важно, понравится ли людям ваша выставка?
– Важно, но это не должно нравиться всем. Кому нужно искусство, которое всем по душе? Как можно что-то делать и при этом не вызывать споров, каких-то вопросов? Наоборот, чем больше конфликта, тем интереснее. Поэтому и критика должна быть обязательно. В противном случае, не было бы никакого смысла в искусстве.
– Многие ли ваши друзья могут в открытую сказать вам: «Илья, твоя выставка — дерьмо»?
– Те люди, которых я действительно называю друзьями, могут свободно мне сказать, что мои картины — говно. И они знают, что я не обижусь, поскольку понимаю, что не создаю совершенное искусство — я лишь в поиске. Поэтому мои эксперименты (также как и экскременты) выставляются на всеобщее обозрение и обсуждение.
– К слову, об экскрементах. Вас открыто обвинили в плагиате работы Пьеро Мандзони «Artist shit».
– Да, я слышал. Поясню. Один из арт-журналов попросил меня сделать римейк на какого-то известно автора (они делали такой проект со всеми известными украинскими художниками). Я сказал, что буду делать римейк на работу Пьеро Мандзони «Artist shit». Они с удовольствием согласились. И я, собственно, сделал точную копию работы Мандзони. Единственное, что насрал немного больше, чем 30 грамм — мы все-таки нация более плодовитая, нежели итальянцы. Вот и все. Это был откровенный и понятный римейк. И люди, потом обвинявшие меня в плагиате, мне кажется, глуповаты. Поскольку все-таки нужно было покопаться и понять, в чем суть. Это не плагиат — это работа Мандзони. Но говно мое (смеется).
– Вас не обижало, когда называли плагиатчиком?
– Нет, не обижало. Знаете, я очень люблю музыку, в частности группу Fatboy Slim. И мне нравится, как они делают ремиксы. Тем самым они показывают старое по-новому. И никто не называет это плагиатом: это композиция определенного исполнителя, просто в ремиксе Fatboy Slim. Также и я в своей выставке как раз хотел напомнить людям о давно забытом старом.
– Говорят, Мандзони продавал свое говно за 30 грамм золота. А вы свое за сколько продали?
– Еще не продал. Да и вряд ли его кто-то купит. Тем более оно мне дорого как память.
– Получается, никто не хочет покупать дерьмо Чичкана?
– Да, никто не хочет покупать мое дерьмо (смеется). Люди, наверное, еще не доросли до этого.
Смотрите фотофакт: открытие выставки Ильи Чичкана DER'MO&ZOLOTO.