“Не родись красивой”, 2005

Режиссеры: Александр Назаров, Станислав Назиров, Сергей Пикалов, Дарья Полторацкая.

В ролях: Нелли Уварова, Григорий Антипенко, Петр Красилов, Ольга Ломоносова, Ирина Муравьева, Георгий Тараторкин, Ольга Остроумова и другие.

Лет 17 назад мы столкнулись с таким неопознанным явлением, как “сериалы”, или “мыльные оперы”, и увязли в нём. Сегодня уже и в Украине существуют целые телевизионные каналы, специализирующиеся на сериалах, к примеру, им посвящает всё свое эфирное время К2. Впрочем, если первые образцы этого жанра — “Рабыня Изаура” (1988) — смотрели все, начиная от профессоров и кончая таксистам (уж очень это было необычно), то теперь такое смотрение всё больше удел домохозяек или пенсионеров.

Если учесть, что сериалы смотреть, как на работу ходить — 5 раз в неделю, точно в определенное время, — то напрашивается вывод, что такое кино создано для очень свободных, неработающих людей, потому что мало кто из загруженных офисной жизнью работников сможет уделить столько времени на сопереживание страстям Кати Пушкаревой и Андрея Жданова из нового российского сериального проекта “Не родись красивой”. Да и наблюдать офисным работникам после изматывающего дня за киношной офисной нервотрепкой в компании с говорящим названием Zimaletto, специализирующейся на модной одежде, невыносимо.

В центре киноновелл “Не родись красивой” не куколка Барби, а страшненькая девушка Катя, с неряшливой прической и в старушечьей одежде, без мазка макияжа на лице. Однако эта девушка очень умна и сообразительна. Она поступает на работу секретаршей в вышеозначенную фирму и, несмотря на зловещие интриги невесты президента компании Киры, в кратчайшие сроки делает блестящую карьеру — фактически Катерина становится финдиректором и правой рукой шефа. И это без всякого секса, только честностью, преданностью и умом.

История гадкого утенка, Золушки, служебный роман — давняя-давняя сказка, всегда увлекательная, потому что дает возможность поверить в чудо, — стала основой и этого сериала.

Впрочем, можно увидеть за образом неухоженной Кати и проявление новых тенденций в стандартах моды, о которых в последнее время не устают нам повторять. Дескать, на смену длинноногим красавицам, эталонная красота которых не достижима и рождает только депрессию, на страницах глянцевых журналов появляются обычные женщины, делая продукт, который они рекламируют, доступным.

Действительно, можно согласиться со всей интернациональной командой последователей колумбийского сценариста Фернандо Гаитана, снявшего в 1999 году сериал “Бетти-дурнушка”, кино про добрых и похожих земных обычных людей смотреть приятней. За 6 лет “Бетти” оббежала весь мир (во многих странах были отсняты подобные сериалы) и к 2005 году добралась до России и США (здесь аналогичный сериал будет показан на канале NBC, в главной роли снимается Сальма Хайек).

Как это ни смешно, но за словами создателей “Не родись красивой” слышится отголосок великой русской реалистической литературы: “В русской версии акцент на другом. Это сериал о современной действительности. Каждая ситуация и каждый образ типичны. В этом главная особенность проекта. Все персонажи вполне реальны и потому узнаваемы”.

Не буду вдаваться в бессмысленную дискуссию, насколько вообще герои “мыльных опер” типичны и реалистичны, потому как с моей точки зрения их романтизм и неискоренимая глуповатость — их главное достоинство, помогающее народу расслабляться.

Одна из безусловных удач сериала “Не родись красивой” — это появление в нём узнаваемых лиц очень хороших актеров: Ирина Муравьева, Георгий Тараторкин, Ольга Остроумова, Олег Шкловский, Раиса Рязанова. Вот только чувствуется, что в доставшихся им ролях негде развернуться, мало этих актеров на экране, они скованно говорят свои реплики и исчезают. А я себя поймала на мысли, что часто жду не появления миленькой Кати, а их, таких любимых, настоящих, народных.

Для официального сайта сериала “Не родись красивой” выбран девиз: “Интерактивный проект Zimaletto.ru. Живи игрой!” Очень точное определение всех “мыльных опер”: “Живи игрой! Живи фильмом!” Ежедневные сцены, подробленные на часовые кусочки, в течение которых герои успевают два-три раза переговорить друг с другом, да не доделать что-то интригующее, чтобы завтра зритель с таким же интересом продолжил просмотр и мысленно задал себе вопрос: а что же, друзья мои, у вас произошло вчера вечером, расскажите.

А зрители за месяцы, а то и годы привыкают к героям фильма, порой ведут с ними разговоры или подглядывают в замочную скважину за их тайной жизнью, скучают по ним в выходные и радуются встречам по будням. И за всю свою жизнь успевают посмотреть 40–50 сериалов, повзрослеть, состариться, понянчить внуков. А мне, представив такую перспективу, становится жутко: неужели эти мыльные оперетки будут сопровождать меня всю жизнь и никогда не кончатся?

Ксения Владимирова

Читай также