О России

1.     Москва — культурный центр России

2.     “Золотое кольцо” России

3.     Современный русский язык: на каком языке говорят дети

4.     Национальные праздники

5.     Русская кухня

6.     Особенности русского характера

7.     Матрешка — символ России

8.     Карл Фаберже — самый знаменитый ювелир XX века

9.     Русская баня

10. Отдых по-русски

 

1.      Москва — культурный центр России

Мог ли кто в XII веке помыслить, что городок, проявившийся в Суздальской земле, будет столицей государства!

В те времена, согласно летописному сказанию, на месте Москвы “стояли на Москве-реке села красные боярина хорошего Кучка Степана Ивановича”. Археологические раскопки позволяют предположить, что заселение территории Москвы началось ещё в эпоху неолита (около 8–3 тыс. до н.э.). В XII веке Москва была окраинным городом Владимиро-Суздальской Руси. В 1237–1238 гг. татары разорили и до основания сожгли её.
 
Несмотря ни на что, Москва вновь была отстроена, и вскоре превратилась в столицу небольшого удельного княжества. Причины развития и стремительного возвышения Москвы на фоне постепенного упадка прежних центров Руси остаются предметом дискуссий. То ли выгодное расположение, то ли личные качества московских князей сыграли свою роль, но только уже в XIV–XV вв. Москва в остром соперничестве с Тверью стала центром объединения Руси и организатором борьбы с татаро-монгольским игом.
 
В конце столетия князь Иван III провозгласил себя “государем всея Руси”, и Москва стала столицей русского централизованного государства.
В XVI веке Москва превосходила по площади и населению многие крупные европейские города. Её границей тогда было нынешнее Садовое кольцо. Уже в то время сложились такие улицы, как Никольская, Ильинка, Варварка.
 
В период правления Ивана Грозного в Москве велось интенсивное каменное строительство, развивалась религиозная и культурная жизнь. В начале XVII века Москва стала центром событий “смутного времени”. Годы смуты нанесли Москве непоправимый ущерб. Большая часть города сгорела, а численность населения резко сократилась. В последующее десятилетие город был полностью восстановлен.
 
В период правления Михаила Романова Москва вновь стала крупнейшим городом в Европе. Население увеличилось до 200 тысяч человек. Развивались ремесла, торговля. Велось активное каменное строительство. Значительные перемены в жизни столицы произошли в годы правления Петра I. Несмотря на то, что столицей Москва быть перестала, она сохранила значение политического, религиозного, культурного, экономического центра страны.
 
В XVIII веке в Москве появились светские учебные заведения, публичный театр, печатная газета, первый в России университет. Строились дворянские усадьбы, общественные здания, храмы, закладывались новые улицы и площади.
 
Москва сыграла большую роль в ходе Отечественной войны 1812 года. На военном совете в Филях решено было оставить город. Вместе с армией из Москвы ушло большинство населения — из 275 тысяч жителей осталось 10 тысяч. Пребывание в опустошенной Москве поставило армию Наполеона на край гибели. А тут ещё вокруг Москвы развернулась партизанская война, и в город то и дело прорывались казачьи разъезды. Через месяц французская армия начала отступление из Москвы. При этом противнику удалось взорвать часть сооружений Кремля и некоторые другие постройки.

После освобождения сразу же началось восстановление города. Деятельность специально созданной комиссии предусматривала не только восстановление разрушенного, но и создание нового.
 
Во второй половине столетия Москва превратилась в промышленный и торговый центр. Границы города расширились, появился первый общественный транспорт — линейки, в скором времени сменившиеся трамваями, на улицах установили сначала газовые, а потом и электрические фонари, вступила в действие линия телеграфной связи Москва– Петербург, постепенно установилось железнодорожное сообщение между Москвой и многими городами империи.

За двадцать лет, с 1840 по 1860 гг., население столицы выросло на 30 % и составило 460 тысяч человек. Велось строительство фабрик, вокзалов, многоэтажных зданий банков и контор, торговых пассажей, магазинов. Москва укрепила свой статус культурного центра России. Здесь открылись новые музеи, высшие учебные заведения, театры.

XX век сделал Москву ареной важных политических событий: революция 1905 г., Первая мировая война, Февральская революция 1917 г. и, наконец, революция Октябрьская. В 1918 г. Москва снова стала столицей. В предвоенные годы в городе были уничтожены десятки ценнейших памятников архитектуры. Жители столицы испытали всю тяжесть массовых репрессий 1930–1950 гг. Вторая мировая война — время голода, страха и потерь. В послевоенные годы промышленность Москвы быстро достигла своего довоенного уровня. Возобновилось строительство. Были сооружены высотные здания, которые во многом изменили облик города.
 
Жилищный кризис вынудил власти начать массовое жилищное строительство. Создавались новые крупные районы, которые застраивались типовыми домами. Москва оставалась общественно-политическим центром страны. В 1991 г. в Москве был учрежден пост мэра. С декабря того же года, в результате распада СССР, Москва стала столицей Российской Федерации. В 1997 г. город отметил свое 850-летие.

Сейчас Москва выполняет роль центра русской национальной культуры.  Здесь сосредоточены ценнейшие памятники истории и архитектуры мирового значения: Кремль, Новодевичий монастырь, Филевская церковь, Московский государственный университет, Триумфальная арка, Мемориальный комплекс Победы на Поклонной горе. Воссозданы Воскресенские ворота Кремля с часовней Иверской Божьей матери и Храм Иконы Казанской Божьей матери, Храм Христа Спасителя на Кропоткинской набережной.

В Москве сосредоточены крупнейшие книжные издательства России, редакции центральных газет и журналов, самая крупная в стране сеть библиотек, 74 музея.

Всемирную известность получили московские театры — Большой, Малый, Художественный, имени Евгения Вахтангова, на Таганке. Коллекции живописи, графики, скульптуры Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина могут поспорить с собраниями многих известных музеев мира.

По материалам: www.welt.ru/ru/about/moscow  ,  www.zolotoe-koltso.ru .

  1. “Золотое кольцо” России

“Золотое кольцо” России объединяет древние города Центральной России: Москва, Владимир, Суздаль, Кострома, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад. Все они, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры.

Александров

На полпути от Троице-Сергиевой Лавры к Переславлю-Залесскому издавна существовало поселение, называвшееся Великой или Старой Слободой. В начале XVI века недалеко от Великой Слободы выросло большое село, названное Новой или Александровской Слободой.

Впервые Великая Слобода (Александровка) упоминается в 1339 г., но широкую известность она получила, став на целых 17 лет некоронованной столицей Руси. Появившись в слободе в 1564 г., Иван Грозный оставался в ней вплоть до 1581 года. Отсюда он правил страной, отсюда в 1569 г. совершил карательные походы на Тверь, Торжок, Клин, Новгород и Псков. Здесь в приступе гнева царь убил своего сына Ивана.

Современный Александров — город первого советского телевизора. Несмотря на экономические проблемы, телевизоры “Рекорд” по-прежнему выпускаются. Александров — город современных технологий, но это не мешает ему оставаться городом историческим, с богатыми культурными традициями.

Владимир

В 1108 г. князь Владимир Мономах построил мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера — речкой Лыбедью, с востока и запада — глубокими оврагами. Новая крепость была названа в честь основателя — Владимир.

Наследник Мономаха — князь Юрий Долгорукий, занятый борьбой за киевский престол, поначалу мало внимания уделял северной вотчине, но, осознав тщетность борьбы на юге и оценив по достоинству преимущества северных земель, их богатейшие природные ресурсы, князь Юрий Долгорукий развернул строительство новых крепостей в Суздальской земле. Им были основаны города: Москва, Переславль-Залесский, Кидекша, Дмитров, Юрьев-Польский, Звенигород. Во Владимире князь отстроил новый княжеский двор с церковью во имя своего небесного покровителя Георгия (1157 г.).

Стремительный рост города определил его превращение в столицу княжества. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир. В 1158–1165 гг. в новой столице развернулось грандиозное строительство. Расширяется оборонительное кольцо, новые крепостные валы опоясывают город, на гребне валов появляются деревянные стены с проездными воротами.

Сегодня Владимир — областной центр, обладающий мощным промышленным потенциалом и богатейшим культурным наследием. Огромное количество достопримечательностей способствовало развитию туризма и превращению Владимира в международный туристический центр. В городе два университета — педагогический и политехнический, несколько техникумов и колледжей. С Владимиром связаны имена А. Рублева, А. Герцена, И. Шмелева, Д. Андреева и др. Золотые ворота — редчайший памятник военно-оборонительной архитектуры. Они были построены в 1164 г. От древнего здания сохранились лишь две мощные белокаменные стены.

Кострома

Кострома была основана в 1152 г. Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар. Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считают, что в основе названия лежит финское слово “кострум” — “крепость” (когда-то здесь жили финно-угорские племена). По другой версии название связывают с языческим обрядом. “Костромой” назывался в этих местах праздник, напоминающий масленицу.

XVII век — расцвет Костромы, превратившейся в богатый купеческий и ремесленный город. Особенным мастерством славились строители, иконописцы, кожевенники, кузнецы, серебренники, холщевники. Костромские кожевенные изделия известны были за границей. Славилось костромское мыло, по всей стране расходились костромские весы, замки, холсты.

Существует легенда, что Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, развернула свой веер. Кострома действительно спланирована по веерной системе. Центр города образовала обращенная к Волге площадь, к которой сходились улицы радиальных направлений. 

Суздаль

В XI веке Суздаль — крупный город на северо-востоке могущественной Киевской державы, в середине XI века Суздаль достигает наивысшего расцвета: он становится столицей Ростово-Суздальского княжества, крупным торгово-ремесленным центром.

Это было во времена княжения сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, ставшего первым самостоятельным суздальским князем. В 1152 году в загородной княжеской резиденции в селе Кидекша на берегу Нерли по указу Юрия Долгорукого была построена церковь Бориса и Глеба, положившая начало белокаменному зодчеству на северо-востоке Руси.

XVI–XVII века — период интенсивного строительства в Суздале. В это время формируются все ныне существующие ансамбли, лучшими из которых являются ансамбли древнего Кремля, Покровского и Спасо-Евфимиева монастырей.

Не было в России ни одного крупного исторического события, в котором не участвовал бы Суздаль или его граждане. Юрий Долгорукий, Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Пожарский, Дмитрий Виноградов — эти и многие другие знакомые всем россиянам имена связаны с древней суздальской землей.  

Ярославль

Ярославль раскинулся на высоком берегу реки Волги. Там, где Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, разрубив боевым топором языческое изображение медведя.

По другой версии, на месте основания города князь убил живого медведя. Но как бы то ни было, Ярослав основал крепость, назвав её в свою честь Ярославлем. Гербом нового города стал медведь с секирой в лапах. По повелению князя новый город был обнесен деревянной стеной с башнями. Спустя сто лет город стал столицей самостоятельного княжества.

В 1463 г. Ярославское княжество вошло в состав Великого княжества Московского. Постепенно город, расположенный на торговых путях с Западной Европой (Москва– Архангельск) и с Востоком (Волга), превратился в крупнейший торговый центр Русского государства.

Ярославская земля богата талантами. Здесь в разное время жили и работали: основатель русской педагогической науки К. Ушинский, поэт Н. Некрасов, маршал Ф. Толбухин, первая женщина-космонавт В. Терешкова и др.
Сегодня Ярославль — крупнейший промышленный и культурный центр России. Над городом проносились войны, пылали пожары, менялся облик улиц и площадей Ярославля. Но неизменным остается значение города как сокровищницы русской культуры.

Переславль-Залесский

У Плещеева озера, в ста километрах от Москвы раскинулся Переславль-Залесский. Издавна селились люди вокруг озера, плескавшего волны даже при небольшом ветре. Здесь в 1152 г. на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий основал новый город.

Переславль некогда был богат и знаменит. Само название города переводится с древнерусского как “перенявший славу”. Самым известным переславским князем был Александр Невский, родившийся в городе и ушедший затем княжить в Новгород. После присоединения в 1302 г. к Московскому княжеству Переславль видел почти всех великих князей и царей.

Современный Переславль, несмотря на целый ряд крупных промышленных предприятий, остается заповедным местом. Город пленяет каждого каким-то особенным уютом, спокойствием узких улочек, тихим течением Трубежа, перевернутыми лодками возле аккуратных домиков, расположившихся по обе стороны улицы-реки. Овеянное легендами Плещеево озеро, изумительное по красоте и чистоте, представляет одну из главных ценностей Переславля-Залесского.

Сергиев Посад

Сергиев Посад назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930 г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу, наконец, было возвращено историческое название.

Начало городу положил Троицкий монастырь. Слава Преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево.

Экономическая жизнь города находилась в зависимости от нужд монастыря. В связи с большим спросом у паломников на предметы религиозного культа здесь было развито производство крестов, подсвечников, икон и т. д. Но наибольшую популярность завоевала сергиевская игрушка. Недаром Сергиев Посад называли “столицей потешного царства”. Купить игрушку у стен Лавры — значит, совершить богоугодное дело. Ведь сам Преподобный Сергий вырезал игрушки на потеху ребятишкам. Монастырь не отставал от местных промышленников.

Самые древние церкви Сергиева Посада — это расположенные с юго-восточной стороны от Троице-Сергиевой Лавры, у подножия холма, “на Подоле” — церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы.

По материалам: www.zolotoe-koltso.ru  .

  1. Современный русский язык: на каком языке говорят дети

Современный русский язык — это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны. Русский язык входит в группу славянских языков, которые образуют отдельную ветвь в индоевропейской семье языков.

Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения.

Современный русский литературный язык — это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы, государственных актов. Важнейшей особенностью его является нормированность, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из общей сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу.

Нужно ли современным молодым людям знание русского литературного языка, если в подавляющей своей массе они говорят на примитивном сленге?

На уроках преподаватели стремятся к тому, чтобы дети правильно и грамотно излагали свои мысли. Но, переступая порог школы, они общаются совсем на другом языке — на сленге. Огромное влияние на молодежь оказывает жаргонная лексика. Нужно ли в этих условиях сохранять классический русский язык или подобные изменения следует воспринимать как тенденцию современной эпохи, с которой нам следует примириться?

Жаргон — везде, и филологи утверждают, что классического русского языка для молодого поколения уже не существует. Масса произведений переведены на язык сленга, они пользуются бешеной популярностью, их покупают, читают. И всё-таки это — игра (раньше было нельзя, а теперь можно). Филологи не могут сказать, плохо это или хорошо в глобальном смысле. Тем более они не могут ничего запретить. Язык — это живой организм, он не подвергается никаким регламентациям.

Что такое классический русский язык? Язык Пушкина? Или язык Пастернака? Или язык — это вообще всё разное? Но есть некий средний нормативный язык, который никого не раздражает. Язык остался тот же. Просто в определенной ситуации используется чуть другая лексика.


Язык — это как одежда, как мода: всё должно соответствовать своему возрасту, ситуации и среде. У каждого поколения немножко свой язык, из которого потом вырастаешь. И говорить так, как дети сегодня говорят в школе, уже через пять лет будет смешно.

Детские передачи — то, что формирует человека в самом начале. И ребенок тут оказывается беззащитным. И, конечно, тут очень важен фактор средств массовой информации, электронных особенно. Поэтому должна быть лингвистическая экспертиза, некоторая лингвистическая цензура.

По материалам: www.inauka.ru/linguistic/article , www.about-russian-language.com  .

  1. Национальные праздники

Вот уже почти два столетия 25 января — российский День студента особняком стоит в бесконечной череде праздников, что не случайно. Это знаменитый Татьянин день, собравший воедино всех Татьян и всех студентов.

Издавна среди праздников был один особенный — день святой великомученицы Татианы, отмечаемый 12 января по старому стилю, 25 — по-новому. Память о нём жива и по сей день, но со временем несколько позабылось его происхождение и смысл. Продолжая из года в год собираться в этот день на шумных пирушках, многие “мученики науки”, наверняка, не перестают задаваться вопросом: “Какое же отношение имеет святая Татьяна к студентам?” На самом деле абсолютно никакого, и покровительницей студенчества святая мученица первоначально не была.

Жила будущая святая Татиана в конце II — начале ІІІ века в Риме. Отец её тайно исповедовал христианство и дал дочери христианское воспитание. В годы преследования христиан при императоре Александре Севере Татиана была подвергнута страшным истязаниям, но не отказалась от своей веры и погибла.

Так случилось, что именно в Татьянин день, 12 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна подписала указ “Об учреждении Московского университета” и 12 (25) января стало официальным университетским днем (тогда он назывался “днем основания Московского университета”). С тех пор святая Татиана считается покровительницей студентов. Кстати, само древнее имя “Татиана” в переводе с греческого означает “устроительница”.

В 60–70 гг. ХІХ века Татьянин день превращается в неофициальный студенческий праздник. К тому же, с него начинались студенческие каникулы, и именно это событие студенческая братия всегда весело отмечала. Празднование “профессионального” дня студентов имело традиции и ритуал — устраивались торжественные акты с раздачей наград и речами.

Несмотря на то, что история праздника своими корнями уходит в далекое прошлое, традиции сохранились и по сей день. Студенческая братия как устраивала широкие гуляния более ста лет назад, так и в XXI веке предпочитает отметить свой праздник шумно и весело. Кстати, в этот день квартальные даже чрезвычайно трезвых студентов не трогали. А ежели и приближались, то козыряли и осведомлялись: “Не нуждается ли господин студент в помощи?”

Впрочем, студент никогда не упустит шанс отдохнуть от учебного процесса — согласно народной мудрости, от бесконечного торжества его отвлекает лишь сессионное время.

В день Смеха принято посылать веселые открытки и дарить подарки. Как правило, это какие-то небольшие спешные сувенирчики. Обычно шутки разыгрывают на друзьях и знакомых. Даже средства массовой информации принимают участие в розыгрышах.

В России первоапрельские розыгрыши утвердились после того, как однажды жители Петербурга ранним утром были подняты с постелей тревожным набатом, обычно возвещавшим о пожаре. Это было 1 апреля, и тревога, как не сложно догадаться, была шуточной.
 
Известно также, что в царствование Петра I труппа немецких актеров обманула в этот день и публику и государя, выставив на сцене вместо представления пьесы транспарант с надписью “Первое апреля”. Петр не рассердился и сказал только, выходя из театра: “Вольность комедиантов”.

Красивый это праздник — проводы русской зимы! Когда-то Масленица длилась целую неделю. И все дни этой недели имели свои названия: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — разгул, перелом, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы, целовальник.

Масленица — наследие времен язычества, праздник в честь бога Волоса. Называли её тогда вовсе не масленица, а мясопуста. Ну да не в этом дело: как бы ни звалась, а праздник этот народ наш издревле любил. Устраивали кулачные бои, борьбу, выводили медведей, потешавших публику; появлялся в толпе гуляющих и бродячий кукольник с Петрушкой. В Москве, там, где сейчас Александровский сад, возводили ледяные горки. Сам Петр I открывал гулянье, качаясь на качелях с офицерами. Честною, широкою называл народ Масленицу.

День России или же День независимости России, как именовался этот праздник несколько лет назад, когда народ недоумевал, пытаясь понять, от кого же в этот день страна стала независимой — это один из самых “молодых” государственных праздников в стране.

В 1994 году первый президент России Борис Ельцин своим указом придает 12 июня государственное значение — День принятия декларации о государственном суверенитете России.

Сам документ был подписан четырьмя годами ранее на Первом съезде народных депутатов РСФСР в условиях, когда бывшие республики Советского Союза одна за другой становились независимыми. Позже для простоты его стали называть просто Днем независимости. Кстати, именно 12 июня помимо “независимости” Россия обрела первого всенародно избранного президента. В городах России в день независимости проводятся массовые гулянья и празднования.

По материалам: www.calend.ru/holidays/4-1 .


  1. Русская кухня

Русская кухня на протяжении своей долгой истории вобрала в себя и творчески переработала множество различных кулинарных традиций — от татаро-монгольской до французской, — став, в результате, одной из самых разнообразных кухонь мира. Исконно же повседневный стол русичей был довольно скромен: основу питания составляли, помимо мучных изделий, каши, блюда из рыбы, грибов, овощей — мясо использовалось редко (объяснялось это отчасти тем, что большинство дней в году считались постными, и посты соблюдались весьма строго).

Русской кухне не свойственно стремление французской, американской или восточных кухонь к смешению самых разных ингредиентов в одно блюдо: напротив, известные на Руси с десятого века овощи (капусту, редьку, репу, горох или огурцы) готовили и ели — будь то сырые, соленые, вареные или печеные — отдельно один от другого. Даже салаты, завезенные из Европы, вначале делали преимущественно с одним овощем и так и называли: салат огуречный, салат свекольный, салат картофельный.

С самых древних времен немаловажное место в русском меню занимали жидкие блюда — супы (похлебки, хлебова, навары). И сейчас русский обед — бедный или богатый — немыслим без супа.
 
Супы

Ни одна кухня не может похвастаться таким ассортиментом первых блюд. Чтобы было сытнее, к ним по традиции подавали мучные изделия: пироги, ватрушки, расстегаи, кулебяки.

Самым любимым первым блюдом русского народа по праву считаются щи. Их преимущества в простоте приготовления, питательности и приятном вкусе. Если щи — излюбленное кушанье в средней полосе России, то в центральных и южных областях популярны борщи. Обусловлено это тем, что южные земли приносят богатый урожай свеклы. Супы подавались в горшочках или чугунах. Ели только деревянными ложками.

Каши

Перечень русских блюд был бы неполным без каш. “Каша-мать наша”. Так говорил народ-землепашец о блюдах, приготовленных из зерна, крупы, которые извечно служили предметом поклонения и символом домашнего благополучия. Каши были непременным атрибутом в былинах и сказках. Даже сам свадебный пир называли в старину кашей.

Холодные закуски

Широк и разнообразен ассортимент холодных закусок. Известное в некоторых странах русское слово “закуска” обозначает преимущественно рыбные блюда — соленые или острые. Кулинары добились их удивительного многообразия, используя не только разную рыбу, но и разные способы ее обработки. Подают их с хреном, уксусом, рассолами, чесночной заправкой и другими приправами, придающими этим закускам особую пикантность и остроту. Их оформление отличается простотой и выразительностью.

Особый вкус блюдам придавали различные масла, преимущественно растительные (оливковое, конопляное, ореховое, маковое и значительно позднее — подсолнечное), и пряности — чеснок, лук, хрен, укроп (причем их употребляли в весьма больших количествах). А также петрушка, кориандр, лавровый лист, черный перец и гвоздика: их дополнили позже имбирь, кардамон, корица, шафран.

Огромные лесные массивы были источником дичи (тетеревов, рябчиков, зайцев, диких уток) и других даров природы: грибов, орехов, клюквы, брусники, меда. Использование этих даров — ещё одна характерная особенность русской кухни (соленые, маринованные, сушеные грибы, моченая брусника, клюква, морошка).

Изделия из теста

В выпечке наиболее характерно для русской кухни использование дрожжевого теста.
Некоторые мучные изделия непременно присутствовали в народных обрядах и праздниках. Ни одно торжественное событие в семье не обходилось без пирогов, кулебяк или пряников. На свадьбу пекли курники, на Масленицу — блины и пироги. На Рождество пекли колядки — маленькие выпечные изделия из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками.

Весну встречали нарядными “жаворонками”. В северных областях новогодние праздники непременно сопровождались “козулями”, а “тетерками” чествовали день весеннего равноденствия. Дорогого гостя встречали караваем и солью. Каравай ставили в центре стола на любом пиршестве.

Напитки

Богата русская кухня и напитками, заваренными на душистых травах, ягодах. Чай появился в России лишь в XVII веке, а до того большой популярностью пользовался сбитень и различные меды и кисели.

Ещё одна традиция, которую все привыкли воспринимать как традиционно русскую — послеобеденное чаепитие. Однако чай появился в России только во второй половине XVI века, после присоединения к России Астраханского и Казанского ханств.

По материалам: www.cookbook.rin.ru/cookbook, www.kuking.net/11.
 

  1. Особенности русского характера

Русский человек унаследовал от своих древних славянских предков талантливый сложный характер и сильный темперамент. Историки отмечали удивительную жизнестойкость славян, веками отбивавшихся от готов, угров, гуннов, аваров, хазар. Античные авторы тоже отмечали достоинства варварского народа: “Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково, оказывая им знаки своего расположения” (Маврикий Стратег).

Важными чертами русского менталитета является соборность и народность. Соборность выражает дух согласия и примирения между народами. Выражением соборности, в частности, являются веро- и этнотерпимость русских.

Русскому присуща устремленность к чему-то бесконечному. У русских всегда есть жажда иной жизни, иного мира, всегда есть недовольство тем, что есть. Феномен русской души именно так и объясняется: с одной стороны, “витанием в облаках”, а с другой — неумением обращаться со своими эмоциями. Русский человек или душит их, или отпускает всё сразу, и тогда уж держись. Поэтому в русской культуре так много душевности, плавно переходящей в панибратство. Но для проявления этой душевности требуются какие-то экстремальные обстоятельства. Русскому человеку нужны постоянные потрясения. Отсюда и русская история, изобилующая катаклизмами, переворотами, революциями, бунтами, бессмысленными и беспощадными.

Народная душа была зависима от сурового традиционного уклада, его обязывающих форм, его гармонии и ритма, организующих душу. В этом одна из тайн русской души: русский человек в органичном для него укладе — дисциплинирован, трудолюбив, проявляет чудеса творчества и смекалки. Но при разрушении традиционного образа жизни у народа не было удерживающего серединного царства, и он безмерно разнуздывался. Когда сообща и все вместе — на благое дело-то и каждый хорош. Но как только русский человек оказывался в развалившемся обществе или в чуждой обстановке — он терялся, шалел и терял собственный облик. Нетвердость личностного стержня проявлялась всякий раз при разрушении соборных начал жизни.

Русскому народу свойственна сверхмобилизация в экстремальных и демобилизация в обыкновенных ситуациях, что тоже диктовалось необходимостью самосохранения. Периоды бездействия и необыкновенного терпения долговременной тяжкой ситуации могли внезапно смениться либо бурной деятельностью, либо бунтом. Русский человек малоспособен мобилизоваться ради корыстных материальных целей, но он совершает сверхусилия во имя высоких идеалов: сохранения Родины и священных для него ценностей.

Русский человек по природе своей аскетичен, он умел и желал довольствоваться необходимым, ибо только по таким нормам можно было выжить в данных условиях. И суровая жизнь, и идеализм характера приучили к самоограничению в материальной жизни. Поэтому среди русских не было распространено накопительство, стремление к обогащению любой ценой, и русский человек не мог все силы бросать на материальное благоустройство. В русской жизни материальное стяжание никогда не было общественным идеалом, не было европейского пиетета к собственности и богатству, и не мог утвердиться приоритет денег.

В силу большей эмоциональности русскому человеку свойственна открытость, задушевность в общении. Если в Европе люди в личной жизни достаточно отчуждены и оберегают свой индивидуализм, то русский человек открыт к тому, чтобы им интересовались, проявляли в нём интерес, опекали, равно, как и сам склонен интересоваться жизнью окружающих: и своя душа нараспашку, и любопытно — что там за душой у другого.

Говоря об особенностях русского характера, нельзя не упомянуть веселый нрав — русский поет и пляшет даже в самые тяжелые периоды своей жизни, а уж в радости и подавно! Он щедр и любит погулять с размахом — широта русской души уже стала притчей во языцех. На отдыхе наш человек всегда производит фурор, пуская пыль в глаза. Русскому необходимо гульнуть на всю катушку, даже если завтра придется перебиваться с хлеба на квас, он не умеет задумываться о завтрашнем дне. Только русский человек ради одного счастливого мгновенья может отдать всё, что у него есть и не сожалеть впоследствии.

По материалам: www.gramota.ru/olimpiada.


  1. Матрешка — символ России

Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Первые матрешки, которые выпускались артелью “Детское воспитание”, хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых.

На конец XIX века пришелся настоящий матрешечный бум. В ответ на неожиданный спрос появились и производители. Уже через несколько лет практическ

Читай также