Весна, лето, осень, зима… и снова весна

Призы и фестивали:

2003 – МКФ в Локарно: приз C.I.C.A.E., приз Дон-Кихота, приз NETPACK (Network for Promotion of Asian Cinema), приз молодежного жюри

2003 – МКФ в Сан-Себестьяне: приз зрительских симпатий

2003 – МКФ в Торонто

2003 – Фильмфест в Гамбурге

2003 – “Рождественская АиФория” в Москве

2004 – Фестиваль независимого кино “Сандэнс”

Превью: Эта возвышенная драма – самый поэтичный фильм уникального художника южнокорейского кино, радикального Ким Ки Дука.

В безмятежном горном краю, где жизнь подчиняется ритму природы, по озерной глади дрейфует пагода. Ее обитатели – старый монах-целитель и его юный воспитанник, и хотя от Высшей Истины старика отделяет лишь бренная оболочка, он не в силах предотвратить грядущие события, как никому не дано обратить вспять смену времен года. Весной немногословный мудрец объяснит 6-летнему мальчику тяготы долга служителя веры. Наступит лето, и 16-летний юноша, познав любовь и разлуку, покинет учителя. Придет осень, и 30-летний ученик вернется к наставнику, чтобы смыть с души грех убийства. Зима встретит 40-летнего мужчину, вновь обживающего опустевшую пагоду. Он ждет весну, когда начнется новый цикл жизни, древней, как мир и непредсказуемой, как судьба...

Гадкие оформители русскоязычного релиза ухитрились составить такое лаконичное и точное превью, после которого сказать ещё что-то “в тему” представляется крайне сложным. Любые размышления на тему сюжета рискуют показаться лишь бледными комментариями к вышесказанному, но попытаться всё-таки стоит.

В размышлениях об этом фильме сразу возникает непрямая ассоциация с одной древней буддийской притчей.

Когда одного мудрого человека попросили написать для знатного вельможи добрые пожелания процветания, он аккуратно вывел чёрной тушью: “Умер отец, умер сын, умер внук”. Вельможа возмутился и потребовал объяснений. Тогда мудрец ему ответил: “Если твой сын умрет раньше тебя, это сильно огорчит тебя. Если твой внук умрет раньше сына, это разобьет вам сердца. Если в твоей семье от поколения к поколению будут умирать в том порядке, в котором я написал, это будет естественным ходом жизни. Я называю это истинным процветанием”.

Таким образом, мы видим всё величественное очарование и благость естественного хода вещей так, как их видит пожилой мудрый человек и как не способны видеть молодые.

Старенький монах-настоятель буддийского святилища воспитывает юного, неизвестно как к нему попавшего послушника (хотя в заключительной части фильма кое-какие соображения по этому поводу возникают). Среди неописуемой красоты гор Сораксан он мягко учит мальчика труду, знахарству и духовной жизни. Мальчик очень послушен, но, как и все дети, неизбежно совершает серьезные ошибки. Так он и взрослеет, с годами становясь всё чище помыслами – пока однажды в монастыре не появляется прекрасная девушка. И вот тут в истории настаёт перелом… Хотя, пожалуй, нет, ничего значительного не происходит! Но это понимаешь, только досмотрев фильм до конца.

Великий цикл жизни природы – новорожденная весна, юное лето, зрелая осень и умудрённая зима – на протяжении фильма проходит свой великий круг перед глазами зрителя в образе мальчика-послушника. Этому невозможно дать оценку, как невозможно сказать, хорош ли майский дождь, плох ли утренний туман. Это происходит неуклонно и безо всяких оглядок на человеческие умозаключения. Будда сказал: “Я смотрю на суждения о верном и неверном, как на коварный танец дракона, а на зарождение и гибель убеждений, как на слезы, оставляемые четырьмя временами года”, и он был прав.

Нет, всё-таки не нужно говорить о сюжете. Сюжет весьма прост, и он – не главное. Главное – то, какие чувства возникают при просмотре. Непредсказуемые, сильные, и величественно спокойные чувства. Весь фильм невероятно красив, и этот незатейливый художественный приём стократно усиливает глубинный, метафизический смысл того, что хотел сказать режиссёр Ким Ки Дук.

Андрей Годар

Спасибо магазину вкусного кино Устрица за возможность посмотреть фильм!

Читай также