Зачем ребенку чудище?

Дисциплинированные дети играют в солдатиков, аутисты летают на зеркалах, а о шизофрении может говорить чрезмерная любовь к монстрам

8 грудня 2006, 11:34

В детстве отец привозил мне из Москвы «несметные богатства». От трехэтажного кукольного дома с мебелью, обитателями и детской площадкой до куклы с полным комплектом одежды: шубой, пальто, шапкой, сумкой. Я тоже стала на нее шить, а уже с 16 лет начала обшивать и себя! Вот такая это серьезная вещь – игрушка. Тот, кто считает ее безделушкой, просто забыл, что совсем недавно из этих «безделушек» состоял весь его мир. Некупленные были причиной истерики и депрессии похлеще безответной любви, купленные – поводом для похвальбы не хуже «Мерса» и «Ролекса»... В Киеве есть музей, в котором хранятся 10 тысяч игрушек. Если бы вы услышали это еще ребенком, поняли бы: перед вами ценность покруче всего золотого запаса планеты!

Наши предки играли травой, сыром, кукурузой...

В киевском Музее игрушки можно увидеть даже штуковины с названиями «хыхычки» и «шуркала» – то, что сегодня мы называем погремушками. А еще наши предки высушивали настоящий бычий глаз и тоже получали погремушку. Тут можно найти игрушки из сыра, соломы, травы, льна и даже листков от кукурузы. Это куклы, возы, фигурки животных и маленькие мельницы.

Из уникальных игрушек выставлен чернокожий пупс 1905 года выпуска. Музею его подарила невестка академика Богомольца. Брат-близнец этой куклы хранится в Музее уникальных кукол в Москве. Есть и всем известный «Тедди Беар», которому уже больше 100 лет. Говорят, что своим именем он обязан Теодору Рузвельту, который во время охоты на берегах Миссисипи не смог выстрелить в маленького медвежонка, вышедшего ему навстречу. История облетела весь мир. Поэтому игрушечного медведя, которого в скором времени выпустили с конвейера, решили назвать Тедди.

Но больше всего за душу берут свои, родные игрушки. Так и хочется закричать: «Да это же мой паровоз! И еще у меня была точно такая же кукла, и конструктор, и стиральная машина». И это лишь вершина айсберга, ведь в фондах музея хранятся 10 тысяч наименований игрушек.

С 19 декабря можно будет увидеть новогодние игрушки. Например, елочную 150-летней давности, которую музею подарила обычная киевская семья. Разнообразных Дедов Морозов и Снегурочек. А пока что на выставке есть небольшая елочка из куриного пера, выкрашенная зеленкой.

Музей игрушки находится на Кловском спуске, 8. Работает с 10.00 до 18.00 со вторника по пятницу. В субботу – до 17.00. Выходные дни – воскресенье и понедельник.

Взрослый билет – 5 грн

Детский – 3 грн

СВОИМИ СЛОВАМИ

«Мы не пускаем на рынок монстров и игрушечные гробы»

Людмила ГЛАДУН, и.о. директора Музея игрушки:

– В 1936 году в Киеве была создана постоянно действующая выставка детских игрушек. И специальный комитет, куда вошли представители торговли, медицины, промышленности, педагоги и мастера по изготовлению детских забав. Они давали жизнь новым образцам кукол, паровозов и т.д. Сегодня Межведомственный совет по игрушкам при МОН Украины работает на базе музея. Мы отвечаем за то, чтобы на рынок не попадали монстры и нефункциональные вещи – например, игры, в которые нельзя доиграть до конца. Бывает, приносит человек образец: говорит, хочу выпускать такую лопатку. А мы ему отвечаем: «Смотрите, тут нет ядра жесткости, она быстро сломается». И показываем, как сделать ее функциональной. Все контрольные образцы хранятся в музее. Вообще, отечественная игрушка проходит три стадии утверждения: Минздрав, наш совет и Госпотребстандарт. А импортные идут на рынок, минуя совет, – то есть, минуя психолого-педагогическую и художественно-техническую экспертизу. Поэтому иностранцы могут привезти сюда все, что угодно. Хотя бывают случаи, когда даже в отношении импортных новинок учитывается мнение педагогов. Однажды, например, к нам на рынок хотели поставлять игрушку в виде набора из гроба и человеческих костей. И хотя претензий к ее безопасности не было, но такую циничную вещь решили детям не давать.

МЫ СПРОСИЛИ:

А чем вы играли в детстве?

«Я делал уколы плюшевым зайцам»

Андрей КУЦЕНКО, 43 года, ветеринар:

– Моя мама была врачом. Мы с сестрой выпрашивали у нее упаковки от таблеток и бутылочки от сиропов и играли. Иногда удавалось раздобыть использованные шприцы, тогда мы тренировались делать уколы на мягких плюшевых игрушках. Еще с детства я очень люблю животных, всегда таскал домой дворовых собак и кошек. Наверное, это и руководило моим выбором профессии – ветеринара.

«Из папиного конструктора собирал Эйфелеву башню»

Сергей ИГНАТЕНКО, 32 года, архитектор-проектировщик:

– Однажды я нашел на чердаке конструктор – игрушку папиного детства. Он состоял из металлических полос, пластин с дырками и маленьких болтиков с гаечками. И я увлекся: начал сам сооружать такие замысловатые строения, что без моего пояснения сложно было понять – дом это или Эйфелева башня. Это и определило мою будущую профессию. Кстати, мой 8-летний сын серьезно увлекается компьютерными играми. Кто знает, может, программистом станет?

«В честь куклы я назвала сестру»

Тамара ГРИНЮК, 63 года, гардеробщица:

– Мое детство – это конец сороковых, оба родителя были военными, поэтому первыми играми стали «войнушки»: с автоматами, погонами. Меня даже «капитаном» называли. В 5 лет родители подарили куклу. С длинными волосами, милым личиком, а главное – в полтора раза выше меня. Благодаря ей я начала вязать и шить: очень хотелось, чтобы кукла была нарядной. Потом передала ее младшей сестре, которую, кстати, в честь куклы назвала Наташей.

«Медведь научил ценить дружбу»

Светлана КРИВОШЕЕВА, 48 лет, заведующая библиотекой:

– У меня было много игрушек, но больше всего я любила плюшевого медвежонка – подарок тети-проводницы. Он был забавный: «стоя» на задних лапах, передние протягивал вперед, словно на руки просился. Я называла его лучшим другом и везде брала с собой, даже когда он «состарился» и потерся. Родители привезли мне из Крыма нового медведя, очень похожего, но я осталась верна старому другу. Думаю, он научил меня дружить. Я и теперь очень привязываюсь к людям.

«Делала прически кукурузным початкам»

Вера ПРИЩЕПА, 50 лет, продавец:

– У меня было трудное детство, и игрушками родители не баловали. Поэтому мы с подружками представляли в роли кукол початки кукурузы. Их главной прелестью были длинные «волосы». Какие только прически мы им не делали. Своим детям стараюсь покупать то, что они хотят. Но, по-моему, нынешнее разнообразие игрушек не на пользу детям. Они сегодня играют одной игрушкой, завтра хотят другую. А мы ценили то, что было.

СПЕЦИАЛИСТЫ

«Если ребенок использует тарелки вместо машин, это может говорить об аутизме»

Юрий СМИРНОВ, психолог:

– Когда мне было 7 лет, отец собрал все мои игрушки и выбросил. Сказал: «Ты уже взрослый, они тебе больше не нужны». Так я лишился того, что мне было дорого. Видимо, это подтолкнуло меня к тому, что я стал психологом.

Что расскажут игрушки о своем обладателе? Например, об аутизме могут свидетельствовать игры с неигровыми предметами. Ребенок что-то перевозит на тарелке, а зеркало использует в качестве самолета. Я однажды общался с ребенком, который увлеченно играл с упаковкой от длинных реек – что-то туда кидал, засовывал, при том, что в квартире было множество игрушек. В дальнейшем я не видел этого малыша, но не исключено, что у него были аутистические признаки. Также стоит обратить внимание, нет ли у ребенка тенденции к монстрам. Скажем, по рисунку можно определить наличие шизофрении. На эту болезнь указывают постоянно повторяющиеся монстры – с биологическими (страшные ноги, руки, голова) и механическими (весь обвешан ракетами) признаками. Если такая тенденция проявляется при выборе игрушек, надо выяснить, что это: агрессия – например, обида на родителей, которую ребенок пытается выместить, или же мир фантазий ребенка.

Важно, как ребенок общается с игрушкой. Если одну наказывает, другую – поощряет, – возможно, он отыгрывает ситуацию в семье. Скажем, его младшему брату родители уделяют больше внимания. Он ревнует, а потому представляет себе, что медведь – это младший брат, и дает ему тумаков. Ведь если бить брата – родители накажут.

«Если мальчик играет с солдатиками – значит, любит дисциплину»

Галина ЕРЕМЕНКО, врач-гигиенист Института гигиены и медицинской экологии, где проводят санитарно-эпидемиологическую экспертизу игрушек:

– В детстве уже видно, к чему у ребенка есть задатки. Один любит читать, писать, фантазировать, слушать рассказы – это литератор. Другой все высчитывает – это математик или техник. Если ребенок играет с солдатиками – значит, он любит дисциплину, для него важнее реальность, чем фантазия – он думает, как победить. Пистолеты – это атрибут движения, дети с ними бегают, и это нормально. Плохо только, что игрушки, в основном, импортные. Например, кукла Барби – это дитя Америки. Японцы ее не покупают, если ей не приданы тамошние черты лица. Ведь игрушка воспитывает. Так что нашим девочкам нужна кукла Оксана – пусть даже и с чертами Барби.

«Важно не чем ребенок играет, а как»

Наталья ЛЕСЕНКО, детский психолог:

– Если раньше дети выбирали Илью Муромца, а сегодня Человека-паука, то это говорит лишь о смене героев. К тому же, ребенок вкладывает в игрушку свой смысл: он может, например, держать в руках доброго героя и представлять, что это Баба Яга. Не важно, чем ребенок играет, важно – как он это делает. Если ребенок душит игрушку, старается сделать ей больно – это уже ненормально. А если изображает с ней половой акт – это может говорить о том, что над ним самим надругались. Или же есть перекос в отношениях родителей. В таком случае надо обратиться к психологу.

По материалам   www.pk.kiev.ua .

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!

Читай також


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація