Причин тому масса: от отсутствия письменности в древности до необходимости оперировать большими объемами информации в современности. Соответственно, и методов эффективного запоминания за всю историю человечества накопилось немало, равно как и подходов к тому, как лучше организовать процесс запоминания.
Исследователями доказано, что человек способен одновременно запомнить в среднем семь (плюс-минус два) элементов. То есть, семизначный телефонный номер укладывается в памяти у большинства из нас легко. А вот если к нему прилагается пятизначный префикс (например, код города), то с запоминанием могут возникнуть серьезные затруднения. Поэтому те, кто хочет удержать в памяти длинный номер, запоминают его не по цифрам: 8, 4, 4, 2, 1, а по их сочетаниям: 84, 421, и т.д. В результате количество объектов снова не превышает семи. На приемах группировки и связывания элементов информации и базируется мнемоника.
Ошибаются те, кто считает, что процесс запоминания – это «раз, и запомнил», а если не запомнил, значит, виноват объем памяти. На самом деле запоминание состоит из трех этапов: кодирования, выстраивания последовательности и запоминания последовательности. Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те элементы, которые вам удобнее запоминать, элементы связать в определенную последовательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь ее воспроизвести.
Мнемоника – система приемов, облегчающих запоминание – предназначена для работы с точной информацией. С помощью мнемоники вряд ли можно дословно запомнить «Войну и мир», зато для запоминания последовательности чисел, таблиц, предметов, действий, хронологии, имен она подходит идеально.
Например, Юлий Цезарь и царь Кир знали по имени и в лицо не менее 30 тысяч своих солдат, Сенека мог воспроизвести 2000 не связанных логически слов, Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел до ста. Японец Хидаки Таойро знал наизусть число пи до 15151-го знака после запятой. Чувствуете, в чём соль? Все эти люди запоминали последовательность из относительно однородных элементов.
Когда кто-нибудь говорит о хорошей памяти, он, скорее всего, имеет в виду способность запоминать непроизвольно, без усилий. Непроизвольная память есть у каждого из нас (развитая, правда, в большей или меньшей степени): мы запоминаем, где что лежит у нас в комнате, дорогу на работу, и т.д. Все, что запомнено непроизвольно, мы можем выполнять «на автопилоте». То ли дело произвольное запоминание! Здесь без усилий не обойтись никак. И от того, какую стратегию запоминания мы выбираем, зависит то, хорошо ли удержится информация в памяти.
Стратегия запоминания
Самый известный (и, возможно, самый ненавистный) способ запоминания, который наверняка каждому из нас пришлось испытать на себе – это зубрежка, состоящая в бесконечном повторении небольших фрагментов информации. Зубрежка – самый яркий пример того, как НЕ НАДО запоминать. Почему? Во-первых, потому, что между маленькими элементами информации, подлежащими запоминанию, не наблюдается никакой связи. Так дети, зазубрившие наизусть достаточно длинное стихотворение, переставляют местами четверостишия, а то и строки, и не замечают этого. Во-вторых, почти невозможно запоминать информацию, элементы которой непонятны. Например, если невозможно выяснить значение слов «муф», «пырта» или «фонтогенация», проще для запоминания разбить их на отдельные понятные элементы – на слоги или на буквы. Поэтому самый долгий путь к овладению иностранным языком – «долбить» непонятные слова, как дятел.
Топологический метод. Одну из самых известных и «долгоиграющих» техник изобрели риторы Древней Греции (когда мнемоника была частью риторики). Суть в том, чтобы использовать в качестве основы для запоминания информацию, известную человеку как свои пять пальцев. Например, расположение мебели в своей комнате или дорогу до дома любимой бабушки – словом, то, что мы без труда можем воскресить в памяти. Необходимые для запоминания элементы мы мысленно «привязываем» к тем или иным вещам в нашей комнате или строениям по дороге к бабушке. И даже вышеупомянутые свои пять пальцев можно использовать для запоминания списка продуктов перед походом в магазин: мизинец – чай, безымянный – молоко, средний – подсолнечное масло, указательный – помидоры и большой – зелень. А майонез не поместился в список: значит, за майонез будет отвечать ноготь на большом пальце.
По цепочке. Другой вариант – объединять несколько элементов по смыслу. Тот же список необходимых продуктов можно перегруппировать, пытаясь составить блюда из его компонентов: чай с молоком, салат из помидоров с зеленью, который одни гости будут заправлять подсолнечным маслом, а другие – майонезом. Этот метод всем хорош, но для запоминания цифр и дат он не слишком подходящ.
По ассоциации. Множество предметов вызывают у нас ассоциации. Они могут быть естественными: например, у Петрова длинный нос (Петров – нос), у Иванова розовая рубашка (Иванов – розовый), у Сидорова низкий голос (Сидоров – бас). Именно на основе естественных ассоциаций люди нередко получают клички. По этим «кличкам» – нос, розовый, бас – можно запомнить фамилии и имена незнакомых людей. Этот же метод можно применять и для запоминания чисел, но это уже будут ассоциации искусственного происхождения, мы сами должны будем придумать им связи с предметами. Например: 17 – революция (которая Октябрьская), 03 – скорая помощь, 60 – количество минут в часе, 48 – номер троллейбуса, идущего до «Детского мира», и т.д. Опытные мнемонисты способны связать небольшой рассказик из этих ассоциаций.
На самом деле методов запоминания существует огромное количество: все они описаны в книгах по мнемонике и по развитию памяти. Важно только следить, чтобы мнемотехника служила человеку, а не человек мнемотехнике. Как ни парадоксально, в отдельных случаях проще просто зазубрить информацию, чем пользоваться нагромождением связей и ассоциаций.
По материалам www.medportal.ru .
Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!
Коментарі