Джонатан Стрендж и мистер Норрелл

Лучший фантастический роман Англии

9 жовтня 2006, 14:48

Эти волшебные 900 страниц – вызов для читателя. Выбросит ли он белый флаг с надписью “Не осилил, много букв”? Или же возьмут свое любопытство (за что у нас нынче дают одновременно “Хьюго” и “Всемирную премию фэнтези”?) и литературный вкус, приятно удивленный тем, что вместо фэнтези-однодневки его усладят самой настоящей Классикой?..

Впрочем, хвалебных рецензий и отзывов вы сполна начитаетесь на ваших любимых сайтах и форумах. Не поверите, все это – правда.

Давайте я вам лучше расскажу, о чем, собственно, речь. Представьте себе, как выглядел бы наш мир, если бы в нем действительно жила магия и были люди, умеющие ею пользоваться. Оригинальностью идея, прямо скажем, не блещет. Но более продуманного, серьезного и убедительного ее воплощения нам читать еще не приходилось.

Итак: Англия, начало XIX века. Магические знания уже почти забыты, почтенные волшебники, в миру вполне респектабельные джентльмены, считают своим священным долгом изучать сочинения своих средневековых предшественников – и только. Так продолжается до тех пор, пока энтузиасты магической науки не откапывают в североанглийской глуши угрюмого затворника Гильберта Норрелла – могущественного практикующего чародея. А потом, как чертик из коробочки, появляется одаренный самоучка Джонатан Стрендж – “второй чародей Англии”, ставший учеником и впоследствии соперником Норрелла…

Стрендж и Норрелл – это Моцарт и Сальери от магии. Первый вдохновенно создает собственные заклинания, изобретает все новые возможности для магии служить людям. Второй же “поверяет алгеброй гармонию”, стараясь ни на йоту не отступать от сочинений средневековых чародеев. Впрочем, буквализм заводит его в ловушку: пытаясь вызвать волшебного помощника из Страны Фей, дабы тот помог ему воскресить умершую девушку, Норрелл неосторожно отдает ему власть над душой вернувшейся с того света леди Поул. А заодно коварные фэйри задумываются над тем, чтобы снова, как во времена древнего Короля-Ворона, заполучить власть над миром людей…

А в это время отважный Стрендж помогает английской армии одерживать все новые победы в войне с Наполеоном – разумеется, магическим путем: то ландшафт поменяет для удобства бравого полководца Веллингтона, то организует французам грандиозную массовую галлюцинацию… А эльф-чародей из Страны Фей медленно, но верно опутывает чарами безумного английского короля и – что гораздо важнее – Арабеллу, горячо любимую жену Стренджа…

По канве английского фольклора – волшебных сказок про эльфов – Сюзанна Кларк в течение 10 лет (!) вышивала мелким бисером классического английского стиля, изысканного, сдержанного и ироничного. Это не стилизация – это точнейшее воспроизведение языка, как будто автор – не наша современница, а пришелица из чопорного и утонченного XIX века.

– Разве кошки способны сделать хоть что-нибудь полезное?
– Ну, например, они могут смотреть на человека высокомерно и надменно, – ответил Стрендж, – заставляя его смутиться и задуматься о собственном несовершенстве – чем не моральная польза.

По совокупности признаков господа Стрендж и Норрелл должны быть совсем не в компании Фродо Бэггинса и Гарри Поттера – им место в “высшем свете” героев Джейн Остен, Диккенса, Теккерея, Оскара Уайльда и Вудхауза. Иначе говоря, господа, перед нами очень бархатная, но все-таки революция: окончательное стирание границ между “большой” и “жанровой” литературой. За убедительность и размах своей диверсии и получила миссис Кларк весь свой неподъемный мешок премий.

Что действительно роднит Сюзанну Кларк с Толкином, так это доскональная, с любовью проделанная проработка мира. И если у миссис Кларк имеется такой же сундучок, как у Профессора (полное собрание материалов по Средиземью – ныне драгоценная собственность Кристофера Толкина, сына создателя “Властелина Колец”), то я бы дорого отдала за возможность заглянуть в него хотя бы одним глазком…

Вместо P. S.

– Может ли волшебник убить человека с помощью магии? – спросил лорд Веллингтон у Стренджа.

Стрендж нахмурился.

– Полагаю, волшебник может, – допустил он, – но джентльмен не станет.

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація