Борис Акунин "Детская книга"

Расхожее суждение “писатель всю жизнь пишет одну книгу” ранее означало помимо прочего то, что автор работает в рамках одного литературного канона. В читательском восприятии Агата Кристи неразрывно

17 травня 2005, 12:38

Расхожее суждение “писатель всю жизнь пишет одну книгу” ранее означало помимо прочего то, что автор работает в рамках одного литературного канона. В читательском восприятии Агата Кристи неразрывно связана с детективами, братья Стругацкие – c фантастикой. Для Бориса Акунина константой творчества стал не набор жанровых установок, a объединяющий все его тексты герой – некий “вечный” Фандорин. Сдержанного, прагматичного интеллектуала можно было приживлять к любому художественному миру – отторжения он не вызывал (подобный прием используется и во многих современных сериалах). В своем интервью Акунин (он же Григорий Чхартишвили) обещает заселить Фандориными еще многие эпохи и страны. Его новый проект “Жанры” доказывает, что эта творческая установка работает – в разные жанры Фандорины заселяются весьма успешно.

Первая ласточка проекта называется “Детская книга”. Пусть название не отпугивает взрослых читателей – по уровню изложения текст не отличается ни от “Внеклассного чтения”, ни от “Любовника смерти”, главными героями которых также были подростки. Разве что в “Детской книге” отсутствуют эпизоды жесткого насилия и эротики. Если всё же рассматривать эту вещь как детскую литературу, то стоит признать, что аналогов в современной русской прозе попросту не существует: Акунин не прибегает к дешевому школьному юмору, не сводит набор сюжетных коллизий к двум-трем ходам, а разговаривает с детьми как со взрослыми, рассказывая занимательную и поучительную историю.

Действие книги начинается в сентябре 2006 года. Сын Николаса и правнук Эраста Фандориных Ластик (от “Эрастик”), пройдя три обязательных для любого сказочного героя испытания, узнает о том, что достоин выполнить миссию, результатом которой станет искупление грехов рода фон Дорнов (ван Дорнов) – Фандориных. Оказывается, именно “благодаря” этому семейству девять столетий бушуют эпидемии чумы и кровопролитные войны. После того как Иисус Христос искупил первородный грех, а райское яблоко с Древа Познания, превратившееся в драгоценный камень, было зарыто на Голгофе, тысячу лет человечество жило относительно спокойно, пока в конце XI века во время осады Иерусалима яблоко не выкопал Тео де Дорн. С тех пор всякий раз, когда этот зловещий камень пытались огранить или разрезать, происходил очередной мировой катаклизм. Об этом Ластику рассказывает заграничный родственник ван Дорн, предлагающий ему проникнуть в 1914 год и там с помощью прадеда предотвратить похищение яблока. Но не всё так просто: в погоне за плодом райского дерева главному герою предстоит прыгнуть еще дальше в глубь времен и встретиться с Лжедмитрием и Борисом Годуновым...

Это один из лучших романов Акунина, с интересными второстепенными персонажами (чего стоят только фокусник из 1914 года и татарин-киллер), с лихо закрученной интригой и интересной трактовкой исторических реалий. Автор мастерски обошел две основные ловушки: ловко убрал с пути Ластика его прославленного предка Эраста и придумал обходной путь для передачи разговорной речи москвичей начала 17 века. Детали времени удачно вплетены в ткань повествования не только в благодатном для живописания прошлом, но и в современности. Превосходно то, что несмотря на детский формат, книга заканчивается не на бравурных нотах, показывая, как и в “Коронации”, что один человек на поле истории не воин – один Фандорин не смог предотвратить Ходынку, другой – Смутное время.

По материалам Книжной витрины

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація