Александр Жолковский “Эросипед и другие виньетки”

Александр Жолковский – фигура в филологическом мире легендарная. Один из первых русских структуралистов. Пионер кибернетической лингвистики (проще говоря, машинного перевода текстов). Автор

5 квітня 2005, 11:58

Александр Жолковский – фигура в филологическом мире легендарная. Один из первых русских структуралистов. Пионер кибернетической лингвистики (проще говоря, машинного перевода текстов). Автор фундаментальных работ о поэтике. Тонкий исследователь Зощенко, Бабеля, Пастернака. Эрудит и полиглот, знаток экзотических языков. И, как стало известно в последние годы, – замечательный “виньетист”.

Виньетками Жолковский называет свои мемуарные мини-новеллы. Вообще, “осколочный” жанр в последние годы популярен среди маститых филологов: вспомним интереснейшие книги М. Гаспарова, М. Безродного. У Жолковского, как он признается, любовь к виньеткам – от отца, знаменитого профессора-музыковеда, любившего устные иронические байки. Виньетки Жолковского печатаются порциями в журналах, публикуются в Интернете, награждаются литературными премиями. Теперь наиболее полное их собрание издано возрожденным “Водолеем”.

“Эросипед и другие виньетки” – книга буквально “обо всём”: про любовь к велосипедам и про гипостазированную вербальность, про студенческие выезды “на картошку” и про “борьбу с превосходящими силами советской власти” (автор эмигрировал в 1979-м). Про родителей и однокурсников, про встречи с классиками Лотманом и Проппом. Про то, как повседневная жизнь дает ученому уникальный филологический материал, как, например, такой: “Не могли бы вы одолжить мне пять рублей? Вас это не слишком обескровит?”.

Книга одновременно смешная и грустная. Юмор Жолковского – безукоризненный, кинжальный. Даже далекие от структурной лингвистики люди получат от этих виньеток подлинное удовольствие. И от неожиданных сюжетов (например, чудесная история о том, как работяга-забулдыга вернул автору потерянный портфель с рукописью книги, потребовав выкуп – три бутылки портвейна). И от отдельных словесных перлов – скажем, про поэтессу А., чей облик в последнее время поблек “под действием Хроноса и Бахуса”...

Но эта книга – еще и мартиролог ушедших знакомых, родственников, коллег. Тех, чей дух автор пытается вызвать своей “мемуарной каббалистикой”. И дух их в книге обретает плоть.

По материалам www.knigoboz.ru.

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі (2)

символів 999

Loading...

інформація