Александр Бойченко “Щось на кшталт шатокуа”

В определенной мере эта книга – свидетельство того, что есть у нас люди, которым филология изрядно надоела, и они не преминут над ней, любимой, ядовито поиздеваться. Гиперкритика Бойченко – это

15 листопада 2005, 10:58

В определенной мере эта книга – свидетельство того, что есть у нас люди, которым филология изрядно надоела, и они не преминут над ней, любимой, ядовито поиздеваться. Гиперкритика Бойченко – это свидетельство здоровой реакции на кризис классического литературоведения. Появление в печати сборника провокационных литературоведческих эссе, в которых вроде по-простецки речь идет об авторах великих и малых, – лучшее свидетельство того, что авангард еще жив и находит воплощение в разнообразнейших сферах.

У Александра Бойченко есть несколько любимых образов консервативных профессоров, зашоренных студентов и домохозяек с пылесосом, которых он и пытается эпатировать своей “новой программой для филфака”. Тем же, кто привык к традиционным, вписывающимся в норму, литературным дискурсам, придется запастись терпением. Бойченковская трактовка весьма вольная и, уж конечно, не научная. “Маючи психотравматичне дитинство в анамнезі та напади «падучої» в епікризі, Флобер навіть думати собі заборонив про одруження. Але не про жінок. Зокрема не про Луїзу Коле, яка, по-перше, була письменницею, по-друге – Музою для тогочасного французького Парнасу, по-третє – коханкою Флобера, добре старшою від свого коханця”. Подобные пассажи довольно часто случаются у тех профессоров наших университетов, которых студенты считают “любимыми”, – в минуты вдохновения они позволяют себе потрепаться о том o сём и высказаться в отношении и текстов, и самих авторов. Но чтобы вот так, нагло, написать целый сборник “историек”, и то без лишней маскировки, и с такой самоуверенностью?!

Наглость, бесспорно, принадлежит к доминантам стиля Бойченко. Такая конструктивная, здоровая наглость, которая в ницшеанском духе дает ему право заявлять: я здесь, и я скажу обо всём, о чём хочу сказать. Но где та граница, до которой автор еще только играет с фактами, а после которой начинает себе в угоду их подтасовывать? Или этой границы нет вовсе? Оправдана ли фальсификация ради популяризации?

Впрочем, Александр Бойченко – это изначально не содержание, а стиль. И стиль у него  действительно блестящий. “Щось на кшталт шатокуа” – это сборник фантазий-новеллок о разных авторах, призванный долгими зимними вечерами развлекать студентов-гуманитариев, а также тех, кто еще не забыл о своих гуманитарных занятиях. Нет, Бойченко – еще не Евшан и не Чижевский, но он уже успел стать Остапом Вишней “от литературоведения”.

По материалам  Зеркало недели  (Ростислав Семкив).

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі (4)

символів 999

Loading...

інформація