Денег никогда не бывает слишком много. Возведение качества изображения в квадрат без привлечения спонсоров было бы неоправданным расточительством. Хорошие ребята в фильме пьют только немироффскую «Медову с перцем», техникой пользуются – только «Панасоником», катаются – на «Ауди». Постоянство это с учетом окружающей героев роскоши было бы удивительным, если бы мир не знал такого рекламного ухищрения, как product placement. И все же, основным размещаемым продуктом здесь выступает замешанный на криминале медиа-бизнес – без подобных «Антикиллеру» явлений спрос на дешевые детективы упадет еще сильнее, что неминуемо губительно скажется на рейтингах соответствующих изданий и телепередач.
Однако, и дешевые детективы должны претерпеть кой-какие видоизменения. Некоторые признаки модернизации уже очевидны. К примеру, очеловечивание преступного мира: вор Метис уже попал в рекламные ролики, вор Крест, как дон Вито Корлеоне, отказывается от наркоторговли даже под страхом смерти. К слову, этот Крест без его стоицизма – самый ненужный персонаж в продолжении. Его почему-то ни в какую не хотят убивать, террористы тащат его балластом за собой на протяжении всего фильма. Если прежде образ Креста, хранителя воровских традиций, вязался со старомодным подстаканником и фразой «Вор так жить не должен!», то теперь и он стал фирмачом, занялся кинобизнесом. Контора «почему-то» называется «В движении», точно так же, как известный фильм кинокомпании «Слово». Командира СОБРа, того самого, что в первой части освежевал Баркаса, зовут Ренатом Литвиновым. Да и в сюжете подозрительно много совпадений: в случайно захваченной на улице «Скорой» оказывается жена Лиса, охранник в случайно подвернувшейся аптеке оказывается подручным Метиса – и главное, фильм не состоялся бы без таких натяжек.
Актерская игра... Несильно, прямо скажем. Лирические вставки не подходят Гоше Куценко напрочь: изображая нежность к Любови Толкалиной, он при поцелуе просто мнет носом ее лицо, угрожающе метя в глаз. Впрочем, на большее он и не претендует – режиссерская жена, как-никак (между прочим, тоже одна из характеристик). Алексей Серебряков, прежде весь такой белобрысый, а нынче весь такой черно...бровый, ближе к концовке вовсю соперничал с Марселем Марсо.
Нам снова дают понять: игнорировать систему босяцких ценностей не дано никому. Уж коли боевики покусились на общак – «они уже трупы». Правда, большую часть фильма занимает это самое «уже» – понятий террористы не придерживаются, трупами становятся неохотно. Финал, хоть и получился скомканным, был читаем с самого начала: из «плохих» не ушел никто. Прежде попытки создать свое, доморощенное, суперзрелище упирались в недостаточное финансирование, свидетельством чему хотя бы амбициозный и полный проколов «Фанат» с тем же Серебряковым, первая такая попытка. А нужные деньги появились, когда время писателей Корецких уже вышло. И если первый «Антикиллер» был причудливым смешением постсоветской чернухи с клубной эстетикой, то второй, даже будучи увешанным «родными» мульками-брюльками, аккуратно укладывается в американский стандарт 80-х – бравада, торжество силы и духа на манер какого-нибудь «Коммандо», с соответствующим черным юмором: «Метла совсем голову потерял», «перо... тесак... для мя-яса...»
Некоторые отступления все же имели место – главный герой «решающий» бой проиграл, да и не такой уж он благородный. Однако в борьбе с терроризмом все средства хороши: Лис давит Ужаха грузовиком. Фартовая монета возникает, когда от чудесных совпадений уже попросту мутит, «умный» пистолет выполняет возложенную на него в дебюте миссию, место, с которого Ужах отправился к гуриям, вроде бы и не тупик, а если тупик, то какого хрена он в него перся? В этой сцене символизма было куда больше, чем здравого смысла, мораль же такова: если всякие гады пойдут против страны огромной, то страна огромная расшибет их в лепешку – мокрое место останется.
В целом же, квадратный «Антикиллер» есть добротный образчик продукта идеологически-развлекательного, причем скорее легкомысленного, чем взвешенного. Одно из подтверждений этому – сцена погрома на рынке: идеология – скинхеды финансируются за счет чеченской наркоторговли, развлечение – клипмейкерское оформление. Акцент явно на второй составляющей. Сам Егор Кончаловский, проделавший путь от снайпера-киллера из первой части до бомжа во второй, наблюдает за этим с явным удовлетворением..Подобный «Антитеррор», подстегивающий бытовую неприязнь, на самом деле льет воду на мельницу терроризма, создает благоприятный для него климат. Стоит подвергнуть события фильма более глубокому анализу, как сразу получится, что если бы боевики не стали освобождать своего отца-генерала, если бы им подвернулась не та баба, если бы у нее не было навороченной мобилы, никакой Лис не помешал бы им осуществить теракт. Впрочем, не исключено, что вскоре антиподы помирятся, и в «Антикиллере-3» менты в союзе с ворами и хорошими чеченцами отразят нашествие инопланетян.
Стремление не отличаться от Запада, располагать всеми его атрибутами стало для России навязчивой национальной идеей. Производство блокбастеров – один из таких атрибутов. Опять-таки, символы доминируют над логикой: наши кинодельцы снимают фильмы за пять миллионов, зарабатывают на нем миллион триста, потом делают еще более дорогой сиквел. В российском кинематографе, как и в российском футболе – спонсорская воля, спонсорские средства и спонсорская «бизнес-модель». Пока результаты мир не потрясают, но какую-нибудь Польшу с ее «Охранником для дочери» мы точно переплюнули.
Да и возможности до амбиций недотягивают: хочется, чтобы выглядело супер-пупер, а экшн все равно получается неряшливым. Это когда не умеют снимать с блеском, применяют всякие мельтешения камеры, рапиды, замедления и прочие сам-себе-операторские примочки. Вот качество и компенсируется количеством (между прочим, стрельба в помещениях, в трубе да из обреза – удовольствие для барабанных перепонок сомнительное). Если авторы фильма пытались создать еще и новый зарубежный имидж России, то они явно перестарались: отмороженные скины, зажиточные даже по западным меркам менты, надписи, глядя на которые, начинаешь верить, что наша страна уже наполовину англоязычная – непонятно для кого. Да и само по себе вынесенное в заголовок слово нелепо. К тому же, заграница – это не только сияющие мегаполисы.
Этот фильм, наверно, Египет не закупит.
Коментарі