Борис Васильев “Отрицание отрицания”

Для романа “Отрицание отрицания” Борис Васильев выбрал идеальные декорации и временные координаты: Россия в период Гражданской войны. “Россия сошла с ума! ” – так прямо и заявляет один из главных

29 квітня 2005, 10:35

Для романа “Отрицание отрицания” Борис Васильев выбрал идеальные декорации и временные координаты: Россия в период Гражданской войны. “Россия сошла с ума! ” – так прямо и заявляет один из главных героев романа генерал Вересковский и добавляет: “Война в сумасшедшем доме – то ли за лучшего врача, то ли за лучшего повара, то ли против смирительных рубашек, то ли против горьких лекарств”.

В центре повествования – трагическая история семьи царского генерала Вересковского. Старший сын генерала Александр долгое время скрывался от большевиков, а затем перешел на сторону новой власти и стал красным командиром. В 1938 году его обвинили в антикоммунистическом заговоре и отправили в концлагерь, откуда он бежал, чтобы “дойти и рассказать миру, какой террор развязал Сталин”. Однако в пути он погибает. Младший сын Павел, выдавая себя за особо уполномоченного Берестова, участвовал в подавлении тамбовского мятежа, за что был награжден почетным знаком чекиста и именным оружием от Дзержинского. Но и он попал в немилость. Одна из дочерей – Татьяна (жена командира чоновского отряда) сошла с ума после того, как расстреляла крестьян, отказавшихся сдавать хлеб. Другая дочь – Наталья (жена красного комдива) умерла в концлагере. Не пожалел Васильев для своих героев черной краски!

Борис Васильев не просто перелистывает страницы истории, он пытается понять и объяснить причины происходящего. Среди них – “вековая неспособность русского народа к труду и внутренняя потребность в халяве”, как определяет Васильев, – “равенство безделья”: “Марксистская доктрина построена на русской легенде о Беловодье”. Далее автор развивает теорию о “врожденных рабских качествах русских”, основываясь на том, что корень “slave” переводится с латыни как “раб”, и озвучивает популярную идею о том, что само название “русский” – единственное в мире название народа прилагательное, которое как бы ждет своего покровителя – существительного. Есть еще немало интересных идей: о том, что власть в России обязательно должна быть абсолютной, что Гражданская война велась не с буржуазией и царизмом, а с народом, поэтому идет и по сей день, – всё это правда!.. Но правда и то, что всегда и везде есть люди, которые при любых обстоятельствах остаются благородными Людьми и продолжают защищать этот самый народ и родную землю, давшую им так немного. Борис Васильев это прекрасно понимает – иначе он не смог бы объяснить, почему девочки из его проникновенной повести “А зори здесь тихие...” не легли под фашистов, а погибли на поле боя смертью храбрых.

По материалам: Книжное обозрение (Анна Баринова).

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація