Роуз Тремейн “Музыка и тишина” (Music and Silence)

В Дании, как известно, водятся привидения. Это мы знаем еще со времен истории Гамлета, принца Датского, и его несчастного отца. Еще в Дании холодно – это мы знаем так же точно, как то, что в Англии

10 січня 2006, 13:05

В Дании, как известно, водятся привидения. Это мы знаем еще со времен истории Гамлета, принца Датского, и его несчастного отца. Еще в Дании холодно – это мы знаем так же точно, как то, что в Англии всегда туманно и дождливо. Поэтому и люди что в Дании, что в Англии живут такие же – туманные, загадочные, холодные и сдержанные. И неудивительно, что англичанка Роуз Тремейн (Rose Tremain) пишет туманный и загадочный роман о Дании далекого XVII столетия…

Однако этот роман не исторический – несмотря на то, что в нём множество исторических личностей, вроде короля Дании Кристиана IV. Этот роман не любовный – несмотря на то, что в центре повествования любовная история с непременным хеппи-эндом. Это даже не постмодернистская ностальгическая фантазия в духе Зюскинда или Баррико (хотя, пожалуй, с последним ассоциации самые сильные). В то же время это и то, и другое, и третье вместе взятые… но и нечто большее. Это “нечто” заявлено в названии – это Музыка и Тишина. И призраки, конечно.

Гениального мечтателя короля Кристиана всю жизнь мучает призрак друга детства, погибшего на войне, которую вел он, король. И призраки неверности его жены Кирстен, распутной, лживой и… несчастной женщины. У Кирстен свои призраки – фрейдистские сны больной совести. Прибывший из Англии талантливый лютнист Питер Клэр становится личным ангелом короля – за свою красоту и способность успокаивать его истерзанную душу. А личным ангелом порочной Кирстен становится тихая девушка, фрейлина Эмилия Тилсен. Неудивительно, что два ангела встретятся и полюбят друг друга. Ведь браки заключаются на небесах. И всё бы хорошо, если бы у ангелов не было своих персональных призраков прошлого. У Питера – бывшая любовница Франческа О’Фингал, итальянка, вышедшая замуж за ирландского лендлорда. У Эмилии – умершая мать и живое напоминание о ней, аутичный братишка Маркус, уходящий в свой неведомый мир от издевательств жестокой мачехи. Но всем призракам предстоит развеяться и уйти туда, где им положено быть – в прошлое.

А где же Музыка и Тишина? Да повсюду. Музыка королевского оркестра при датском дворе, сопровождающая все более-менее значительные события, от встречи английского посла до катания горожан на коньках. Музыка Питера Клэра, исцеляющая короля и отгоняющая его призраков. И божественная музыка, приснившаяся умершему мужу Франчески, который сошел с ума от невозможности приблизиться к этому совершенству…

А Тишина – в самом способе повествования, превращающем едва ли не каждую сцену в живую картину, живописное полотно (картинами, как известно, надо наслаждаться в тишине). “Загорается лампа. До того момента, когда лампа под изысканно расписанным шаром начинает светиться сперва синим, затем ровным желтым пламенем, молодой человек пребывал под воздействием глубокой тьмы, в которую он вступил, прибыв поздней ночью во дворец Росенборг”… Музыка и живопись как средство познания мира и себя – вот, наверное, глубинная идея романа.

И еще – не очень-то верьте аннотации с ее обещанием “череды волшебных историй”. В романе нет чудес в духе “магического реализма” (кроме одного, которое совершает в финале Маркус, умеющий разговаривать с насекомыми). Здесь хватает горя, страданий, жестокости. Однако роман всё равно оставляет ощущение жизни как чуда. И неразгаданной загадки…

Светлана Евсюкова

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі (5)

символів 999
Показати ще

Loading...

інформація