Анатолий Курчаткин “Солнце сияло”

В основе романа совершенно обыкновенная романтическая история: провинциал приехал покорять столицу. Тема чуть ли не вечная, казалось бы, ничего нового сказано быть не может. Но нет, попал же роман в

20 травня 2005, 10:08

В основе романа совершенно обыкновенная романтическая история: провинциал приехал покорять столицу. Тема чуть ли не вечная, казалось бы, ничего нового сказано быть не может. Но нет, попал же роман в шорт-лист одной из самых престижных книжных премий России – “Букер”.

Анатолий Курчаткин явно ориентируется на классические образцы, что лишний раз подтверждается эпиграфом из “Капитанской дочки”. Героя нашего времени зовут Саша. Его приезд в Москву, совпавший по времени с началом либерализации в России, открывает перед честолюбивым юношей большие возможности для проявления своих талантов. А в этом плане Саша действительно “человек Возрождения”, как его называют родители. Он и на любом инструменте сыграет “хоть Моцарта, хоть Гребенщикова”, и “всерьез занимался станковой живописью”, и “накатал две повести”, пройдя творческий конкурс в Литинститут.

“Свободы – вот чего я хотел”, – в духе честолюбцев XVIII–XIX веков записывает Саша в своем романе-дневнике. Поиск смысла, скрытого в обладании Свободой, оказывается долгим, трудным и невеселым, как и сам роман. Обнадеживает только его начало. Так, Саше удается с ходу попасть в “Стакан” (Останкино) в качестве репортера и быстро освоиться среди циничных старожилов, часто “гонящих джинсу” – заказные материалы. Везет ему поначалу и на личном фронте. Главная победа здесь – романтическая связь с дочкой хозяина одного из телеканалов, обещающая легкую карьеру и деньги. А деньги тогда, в начале 1990‑х, были не просто “эквивалентом товара”, а “основанием цивилизации”. Таким образом, у свободы, увы, есть и другая, материальная сторона, с которой Саше предстоит столкнуться. Однако стремление к материальной независимости зачастую проявляется в своем крайнем виде – как жажда наживы любой ценой.

По замыслу Курчаткина, деньги должны стать проклятием для тех, кто их обожествляет. 1990-е подходят к концу, а роман – к финалу. Сашу, выжившего в этой денежной мясорубке только чудом, по параметру материального благополучия можно отнести к аутсайдерам. А вот с позиции Свободы, которую он так долго искал, Саша, наоборот, победитель: “Свобода не вовне, а внутри человека. Он может обрести ее только там, в себе. Если исполнит вложенный замысел. Исполненный замысел – вот что такое свобода”. В этом смысле Саша – человек эпохи, зеркало русской перестройки. От его имени говорит поколение.

По материалам: Книжная витрина (В. Яранцев).

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація