Всемирная история: Чему не учат в школе

Единства времени и места отсутствуют напрочь: хронология фильма охватывает несколько тысяч лет, от каменного века до Французской революции. События развиваются и в пещерах неолита, и во дворце Цезаря, и в застенках священной инквизиции. Объединяет все это веселое безобразие лишь единство действия и магия кинематографа под четкой режиссурой Мела Брукса.

14 травня 2008, 09:19
Попасть в историю — задача не из легких. Историческая наука при помощи своих адептов в академических ермолках предоставляет прописку на страницах пыльных фолиантов исключительно заметным в мировом масштабе личностям. Сжег храм или построил пирамиды — прекрасно! Пожалуйте на соответствующую страницу в учебник, ваши подвиги будут изучать грядущие поколения школьников.

Обывателю попасть туда почти невозможно. Гораздо реальнее — вляпаться в какую-нибудь историю, для этого вовсе не нужно быть гением или злодеем. Хотя определенный навык в этом деле, несомненно, необходим. Бывают ведь на свете чудики, которые сами того не желая постоянно попадают впросак. О роли таких личностей в коловращении мировой истории талантливый сумасброд Мел Брукс в 1981 году снял фильм «Всемирная история: Часть 1».

Внятно описать сюжет вряд ли представляется возможным, поскольку формальные каноны классической драматургии бесповоротно нарушены. Единства времени и места отсутствуют напрочь: хронология фильма охватывает несколько тысяч лет, от каменного века до Французской революции. События развиваются и в пещерах неолита, и во дворце Цезаря, и в застенках священной инквизиции. Объединяет все это веселое безобразие лишь единство действия и магия кинематографа под четкой режиссурой Мела Брукса.

Ровно за 70 лет до него подобными же экспериментами в жанре «занимательной истории» увлекались сотрудники отечественного еженедельника «Сатирикон». Их стараниями в начале прошлого века появилась книга «Всемирная история, обработанная Сатириконом» – прямой предок комедии Брукса.

Тотальная политкорректность в начале 80-х годов не успела поглотить весь Голливуд, поэтому Брукс (к слову, выходец из бедной еврейской семьи иммигрантов из России и Польши) еще мог безнаказанно стебаться над гоями и своими ортодоксальными собратьями.

«Всемирная история» Мела Брукса состоит из нескольких новелл. Первая, «Каменный век», рассказывает о полной опасностей жизни пещерных прародителей человечества, о зарождении искусства, ритуалов и первом в истории гомосексуальном браке. Гэги полностью соответствуют эпохе: туповатый доисторический юмор — не самая удачная интродукция. Положение исправляют довольно похабные зарисовки из древнеримских будней: безработный философ-разговорник Комикус получает долгожданный ангажемент, «о котором мечтает каждый философ, включая Сократа» — развлекать Цезаря.

Император Нерон в исполнении Дома Де Луиса просто прелесть: шумно пускает ветры, принимает ванну из драгоценностей, обжирается и читает гнусные стишки собственного сочинения. Одна неудачная шутка Комикуса обернулась большими последствиями — он вынужден бежать в Иудею в компании соблазнительной Мириам (девственницы-весталки), беглого раба Иосифа и своего агента Свифтуса…

Следующая новелла повествует о временах испанской инквизиции. XV век, великий инквизитор Томас Тарквемада лично обращает в истинную веру закованных в колодки иудеев. Пожалуй, самый смешной эпизод во всем фильме: Мел Брукс превратил мрачное аутодафе в уморительное шоу, достойное бродвейских подмостков.

Примем к сведению: самое страшное оружие инквизиции – не железная дева или испанский сапожок, а полуголые монашки-синхронистки в бассейне. Будь я дважды евреем, клянусь, не устоял бы перед их соблазнительными формами!

Завершается фильм потешным рассказом о Великой Французской революции. Как известно, король Луи любил гулял в прекрасном парке Фонтенбло, а что крестянин голодал — монарха вовсе, как бы поизящнее выразиться, не интересовало. Политическая близорукость привела его к катастрофе, и спасти шею от гильотины можно только одним способом: положить под нож двойника, благо при дворе крутится «писс-бой», крайне похожий на монарха…

«Всемирная история» — не самый лучший фильм Мела Брукса, местами он слишком увлекается сортирным юмором, это раздражает. К безусловным плюсам же можно отнести презрение к политкорректности, нынче так стебаться над иудеями (а равно и христианами) ни один режиссер, пожалуй, не рискнет.

Жаль, что при переводе потерялись многие действительно смешные шуточки, но комедия все равно очень славная и сумасбродная. Такие теперь редкость.

Автор: Дмитрий Умбрашко Фильмоскоп

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!

Читай також


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація

Ще на tochka.net