Гарри Поттер и узник Азкабана

В «Узнике Азкабана» есть все атрибуты хорошего детского представления: казни, тюрьмы, негуманное обращение с заключенными, с животными, засилье силовых структур и расчлененка.

14 травня 2008, 09:21
Если на клетке буйвола прочитаешь надпись «буйвол», – не верь глазам своим. В творчестве Джоан Роулинг внушение недоверия – сильный педагогический ход. В первых двух частях поттерианы мы уже видели, как главными злодеями оказывались те, кто меньше всего на них походили – не стала исключением и третья часть. Разве что привычное сочетание фэнтэзи и детектива в мягкой обложке на сей раз облагорожено еще и психологической драмой. Видимо, для достижения этой цели режиссером и был утвержден мексиканец Альфонсо Куарон, чьей самой известной работой дотоле считался эпатажный фильм «И твою маму тоже». Гиппогриф по имени Клювокрыл (интересно, почему не Хвостопер, не Горопегас?) заклевывает-запинывает родригесовского орлосвина, кое-кто при этом становится мексиканским режиссером номер два.

В «Узнике Азкабана» есть все атрибуты хорошего детского представления: казни, тюрьмы, негуманное обращение с заключенными, с животными, засилье силовых структур и расчлененка. Грязнеющий Гарри обнаруживает приличный набор признаков переходного возраста: нервно орет, сбегает из дома, устраивает изощренную экзекуцию довыкаблучивавшейся родственнице. Видимо, не зря родственнички носят фамилию Дурслей и презрительное определение «магглы» (читай – «пролы», а то и «низшая раса») – так опрометчиво и так тупо хамить всемогущему Гарри! Не отстают от главной звезды и ближайшие соратники. Гермиона, например, в приступе досады бьет морду незадачливому ухажеру Малфою. Постоянные наезды последнего – это такая своеобразная форма особого внимания. Ни мисс Грэйнджер, ни мисс Роулинг оценить такое нешуточное рвение, очевидно, были не в состоянии.

Мир удовлетворил потребность в новой суперсказке. То, что на месте Джоан Роулинг и Гарри Поттера могли оказаться другой писатель и другой герой, подтверждается и обилием изливаемых в книги комплексов, и элементарной заурядностью литературных способностей. Как вам такой момент: Сириус Блэк, он уж узник Азкабана, приходится Гарри Поттеру… крестным отцом – надо же, и в фэнтэзи находится место некоему Иисусу Х. Герои используют вдоволь всяких читерских штучек, но уж автору-то, пожалуй, стоило попридержать фантазию. Так, манипуляции со временем – самая провальная авторская находка. Этак ведь все можно переиграть – и «Философский камень», и «Тайную комнату», и прочие состоявшиеся-несостоявшиеся победы поттеровской команды. Злодеям всех мастей следует бросить все и освоить эту «матрицу»: накопировать себя во времени и обрушиться на бедного Гарри агентами Смитами. Вот уж точно – атака клоунов (в сочетании с тем фактом, что подрастающий супермен начинает во всю выкидывать коленца).

Сам же фильм более примечателен не «психологической» атмосферой от Куарона, не формирующейся сексуальностью персонажей и не изощренными спецэффектами – он более всего запоминается масштабнейшим пиаром британских актеров. В «Тайной комнате», как известно, миру напомнили о себе Кеннет Брана и Джейсон Айзекс. В «Азкабане» высадился десант повнушительнее: Дэвид Тьюлис, Гэри Олдмэн, Эмма Томпсон, Майкл Гэмбон и Тимоти Сполл. Одна Великобритания дает миру больше кинозвезд, чем вся континентальная Европа. Англоязычность стала неотъемлемой чертой «белой кости». Потому-то и обречены на сдержанный мировой прием и «Ночной дозор», и любое другое масштабное полотно, неподчиненное диктату английских имен собственных.

В общем, как обычно, все решает пиар. Многомиллионные вливания позволяют сохранять темпы нагнетания мировой истерии вокруг читерствующего очкарика. Подчинились ей и вполне серьезные дяди. Их восторг, должно быть, замешан на зависти нынешним детям из-за того, что в их детстве не было таких сказок – все какие-то нелепые Незнайки, Буратина, Самоделкины, Карлсоны. Дэниэл Рэдклифф, который явно не успеет сняться во всех семи поттеровских постановках, не без ехидцы пророчит кончину Гарри. И такая перспектива всерьез обсуждается не им одним. В прежние времена, случалось, попадались сказки, оканчивавшиеся летальным для главного героя исходом, – про хлебобулочное изделие, про юного коммуниста. Однако исход этот в них не был столь ожидаем.



Автор: Георгий Герасимов http://cinema.ya1.ru/ Журнал Киноман

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!

Читай також


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація

Ще на tochka.net