Людмила Улицкая “Искренне Ваш Шурик”

Новый роман Людмилы Улицкой “Искренне ваш Шурик”, подтвердив ее талант романиста, показал и новизну романной формы, которой никто не ожидал от “генератора сентиментального”. Улицкая адаптирует

17 червня 2005, 10:59

Новый роман Людмилы Улицкой “Искренне ваш Шурик”, подтвердив ее талант романиста, показал и новизну романной формы, которой никто не ожидал от “генератора сентиментального”. Улицкая адаптирует классическую романную форму к современным привычкам “легкого потребления”, переводит ее на язык сегодняшней культуры. Иными словами, если ее женский роман и продвинут, то в сторону жанровой архаики. Люди с тонкими чувствами обречены на вымирание, автор их жалеет, но антисентиментальной насмешки практически не скрывает. Улицкая умышленно издевается над собственным ранним сентиментализмом, а внутри романа последовательно опровергает те чувства, которые сама же и генерирует у читателей, и в этой эмоциональной динамике новизна ее отношения и к персонажам, и к читателям.

Главный герой книги – положительный молодой человек, воспитанный мамой и бабушкой. В романе раскрываются взаимоотношения сына и матери, описано состояние подчинения человека чувству долга и связанные с этим потери. Смиренный Шурик долготерпелив, милосерден, не обидчив, не ищет своего, свои сексуальные и другие подвиги совершает только ради женщин. Шурик – это материализованный фантом женских желаний. Возможно, он вообще лишен самостоятельного бытия и существует лишь как слуга, исполняющий свой главный долг – ублажение окружающих его женщин. В конце романа первая любовь Шурика Лиля, очень мудро резюмирует: “В нём есть что-то особенное – он как будто немного святой. Но полный м***к”. Точнее не скажешь.

По первым главам может показаться, что “Искренне ваш Шурик” – очередное выступление Улицкой в ее коронном жанре: объемистой, неторопливой семейной саги (как “Казус Кукоцкого” или “Сквозная линия”), где положено быть родовому гнезду, несчастливой любви, сексуально неустроенным умницам и интеллигентным детям-полиглотам. Издевка проступает в самый разгар интриги, когда семья уже есть, и родовое гнездо свито, и главный герой вступает в пору полового созревания. И тут читателю становится ясно, что уж никак не ради бессловесного, мягкотелого, чересчур уж ответственного Шурика, из чувства жалости спящего со всеми женщинами, понадобилось городить весь объемистый роман.

Карнавальный и гротескный роман надёжно упрятан в романе реалистическом и психологическом – фирменное блюдо на кухне Улицкой. Разве что в нём больше иронии и печали. И, кажется, ни в одном ее тексте не было столь неожиданно жёсткого, даже беспощадного конца.

При подготовке рецензии были использованы следующие материалы:  FictionBook.lib, Книжное обозрение (М. Горелик).

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація