Виктор Конецкий “Последний рейс”

Виктор Конецкий был известен в двух ипостасях – как замечательный писатель, продолжатель традиций Бунина и Паустовского, и как моряк, капитан дальнего плавания. Он родился в семье ленинградских

13 червня 2006, 18:48

Виктор Конецкий был известен в двух ипостасях – как замечательный писатель, продолжатель традиций Бунина и Паустовского, и как моряк, капитан дальнего плавания. Он родился в семье ленинградских интеллигентов. Мечтал стать художником, но поступил в военно-морское училище. С середины 1950-х годов его морская карьера была неотделима от писательства. Его произведения переведены практически на все европейские языки.

У Конецкого свое место в сегодняшней литературе. Но если пытаться как-то это место обозначить, то вряд ли удастся обойтись без трех понятий: шестидесятник, маринист, петербуржец (или ленинградец). В данном случае эти три понятия органично сливаются в нечто единое. Ведь не случайно в свое время к морской теме обратился – неожиданно для современников – такой “знаковый” шестидесятник как Г. Владимов (“Три минуты молчания”). Что-то есть в маринистике изначально – пусть не оппозиционное, но – ершистое, строптивое. То ли позвоночник у моряков оказывается не такой гибкий, как у сухопутных; то ли для начальства у них меньше страха остается (согласно русской поговорке, “кто по морю не плавал, тот и Богу не маливался”), только раболепием они обычно не выделяются.

В новый сборник вошли повести “Столкновение в проливе Актив Пасс” и “Последний рейс”, а также эссе “Лети, корабль!”. Сразу бросается в глаза мрачная стилистика заглавий. И в содержании много невеселого – катастрофы: “Адмирал Нахимов”, “Механик Васев”, “Комсомолец Киргизии” и другие, мало известные широкой публике.

Повесть “Столкновение в проливе Актив Пасс” основана на реальной истории катастрофы у канадских берегов теплохода “Сергей Есенин”, в трюмах которого находились химикалии, способные взорваться при соединении с морской водой. Повесть “Последний рейс” завершает цикл знаменитых повестей-странствий. Эссе “Лети, корабль!” посвящено судьбе российского флота на сломе эпох.

В сборнике “Последний рейс” приводятся письма родственников погибших, строчку из одного можно было бы взять эпиграфом: “Не знаю, доживу ли я до того времени, когда Вы или кто другой напишет книгу о памяти наших.” Собственно, “Последний рейс” и есть такая книга, поэтому так мало в ней вымысла, “сюжетных поворотов”, так много документов, писем, биографических сведений. В книге много невыдуманных персонажей, некоторые аттестуются как друзья автора. Есть что-то общее в этих людях.

Конецкий пишет о том, как важно для моряков и летчиков умение расстаться с книжными, романтическими представлениями о своей работе – “нажитыми и одомашненными в душе”. И дальше: “С такой способностью – существовать без сказки – нужно родиться. Эта способность не возникает от самотренинга и самоподавления”. Пожалуй, это и объединяет героев Конецкого – способность существовать без сказки. В ряду человеческих способностей эта – из самых редких.

По материалам PITERbook (Д. Раввинский).

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація