Владимир Шпаков “Игры на поле Ватерлоо”

Владимир Шпаков родился в 1960 году. Автор книги прозы “Клоун на велосипеде” (1998). Публиковался в журналах “Октябрь”, “Дружба народов”, “Знамя”, “Нева” и других. Ученик Анатолия Приставкина. Живет

29 липня 2005, 16:15

Владимир Шпаков родился в 1960 году. Автор книги прозы “Клоун на велосипеде” (1998). Публиковался в журналах “Октябрь”, “Дружба народов”, “Знамя”, “Нева” и других. Ученик Анатолия Приставкина. Живет в Санкт-Петербурге.

“Игры на поле Ватерлоо” – книга, которая объясняет, почему  журналисту из малотиражной газеты не стоит становиться писателем. Скорее всего, автор поставил перед собой цель соединить несоединимое. В качестве компонентов этого рискованного эксперимента отчетливо угадываются “Принц Госплана” Пелевина и “Повелитель мух” Голдинга. Последний, впрочем, появляется уже в финале, видимо, в качестве утешительного приза для тех, кто нечеловеческим усилием воли смог дочитать эту книгу до конца.

В сюжетной линии два направления и два главных героя: водитель-экспедитор, который преимущественно играет в компьютерные игры (Пелевин forever), и журналистка глянцевого журнала. Сцены работы редакции и транспортного отдела, скорее всего, целиком взяты их жизни голубей, потому что с реальностью не имеют абсолютно ничего общего. Главные герои встречаются всего несколько раз, да и встречи эти совершенно не влияют на развитие сюжета.

На протяжении всего романа читателя постоянно преследует один коллективный персонаж, так называемые “торки” (приехавшие в столицу на работу “гости с Юга”). Согласно авторскому замыслу они положительны, но главные герои относятся к ним отрицательно. Однако и эта коллизия не спасает положения, потому как роль и смысловая нагрузка существования “торков” в произведении остаются совершенно непонятными. 

Местом действия Шпаков выбирает Москву (как и все писатели, работающие в “урбанистическом” жанре). При описании мегаполиса автор отдает предпочтение строительным котлованам, канализационным системам и автомобильным пробкам. Как ни странно, даже такой “оригинальный” ход не создает задуманного гнетущего ощущения.

Венчает “Игры на поле Ватерлоо” сцена очередного мирового заговора. Его главными действующими лицами становятся персонажи Голдинга (дети, которые попали на необитаемый остров в “Повелителе мух”). Они выросли, набрались сил и теперь хотят прибрать к рукам власть в Москве. В конце концов им это удается. Теперь все жители мегаполиса обязаны носить костюмы персонажей детских мультфильмов. Герой постарел и смирился с этим. Героиня бесследно растворяется в водовороте событий. Занавес. 

Единственное несомненное достоинство произведения – в лаконичности автора. Продолжения, видимо, не будет. Однако внушает опасение само название “Игры на поле Ватерлоо”, поскольку этот момент в произведении совершенно не раскрыт. Как бы гений писателя не решил объяснить дорогим читателям, что же всё-таки имелось ввиду…

Резюме: Книга написана для жителей созвездия Малая Медведица и для коренных землян не представляет никакого интереса. Одно остается загадкой: как такой роман смог попасть в лонг-лист Букера–2005?

Роман Любченко

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація