“Идиоты” (The Idiots), 2000

Режиссер: Ларс фон Триер (Lars von Trier). В ролях: Бодил Йоргенсен (Bodil Jorgensen), Дженс Альбинус (Jens Albinus), Анн Луис Хассинг (Anne Louise Hassing), Троелс Либи (Troels Lyby), Генри Припп

3 серпня 2005, 11:08

Режиссер: Ларс фон Триер (Lars von Trier).

В ролях: Бодил Йоргенсен (Bodil Jorgensen), Дженс Альбинус (Jens Albinus), Анн Луис Хассинг (Anne Louise Hassing), Троелс Либи (Troels Lyby), Генри Припп (Henrik Prip).

После просмотра фильма я, да и все, кто смотрел его вместе со мной, еще пару минут сидели в полной тишине. Зная картины фон Триера, я могла предполагать, что фильм будет, по меньшей мере, странным, но настолько…

Все начинается с того, что молодая женщина заходит пообедать в ресторан. Тут она обнаруживает, что одна группа людей ведет себя весьма странно. Эти люди оказываются душевнобольными. Вначале они тихо и покорно жуют свою пищу, потом начинают буйствовать, и их просят покинуть заведение. Один из ненормальных берет за руку героиню, и ей приходится последовать за ними. Героиня ведет себя тоже слегка неадекватно. Складывается впечатление, что ей абсолютно безразлично происходящее вокруг. Она будто бы плывет по течению жизни, во взгляде улавливается какая-то детская беззащитность и просьба о помощи – когда ребенок обижен и ищет поддержки не конкретно у кого-то, а у мира в целом: у птиц, деревьев, солнца...

Как только компания покидает ресторан, перед героиней предстают вполне нормальные молодые люди, которые объясняют: все, что они делают, – это своего рода игра. Таким образом они пытаются разрушить навязываемые обществом запреты, “освободить своего внутреннего идиота”. Идея проста и ясна. Что-то в ней – от коммун хиппи, с их идеологией освобождения от канонов, поиска своего “я”, своего личного контакта со вселенной. Что-то – от современных идей все того же обретения себя, но уже в более адаптированной к нашей действительности форме, когда человек через освобождение от комплексов (приобретенных, опять же,  в результате общественного прессинга) находит духовную гармонию и материальное благосостояние.

Очередная утопия. Так же как и хиппи в далекие шестидесятые, ребята со временем начинают сталкиваться с проблемами, о которых ранее и не предполагали. История, начавшаяся как комедия, постепенно обретает драматический оттенок с присущей одному фон Триеру прозрачностью и остротой. Оказывается, все не настолько просто, как кажется на первый взгляд. Преодолевая одни комплексы, “лжесумасшедшие” не избавляются от других, всего лишь закапывая их подальше в себя. Своим намеренно эпатажным и провокационным поведением они, безусловно, шокируют окружающих, но дальше этого ничего не идет. Мир стоит, как и стоял раньше, а кривляния героев, пусть даже очень правдоподобные, остаются всего лишь кривляниями. Им не удалось выпустить наружу ни собственного идиота, ни себя, что, в общем-то, и было конечной целью.

Сам режиссер фильмом остался доволен. “Мне хотелось наполнить его жизненным светом, и это удалось”, – говорит Ларс. Ему это действительно удалось. Фильм очень реалистичен. Вначале складывается впечатление, что смотришь то ли домашнее видео, то ли документальный фильм. Неудивительно – 90 % фотоматериала режиссер отснял сам, общаясь с актерами в полунеформальной обстановке. За несколько недель до начала съемок актеры действительно начали практиковать “идиотские трюки” и вести себя, как психи. Однажды фон Триер предстал перед группой голым и объявил о том, что сегодня у них день нудизма. Так он снимал первичные барьеры. Кроме того, режиссер отказался от таких официально принятых норм кинематографа, как разведенные порознь звук и изображение. Фон Триер их сводит и часто отталкивается не от изображения, а от звука, что дает необычный и интересный результат. Изображение оживает.

Как и подобает гению, Ларс находит недостатки в своей, продуманной с самого начала, построенной практически на одних ощущениях автора, картине. Например, он считает, что до конца выполнила свою роль лишь главная героиня, Карен, благодаря которой и прозвучала главная идея фильма.

“Мораль заключается в том, что можно практиковать определенную технику – технику «Догмы» или технику идиотизма – хоть до второго пришествия, и ничего хорошего не получится, если у тебя нет глубокого страстного желания и необходимости это практиковать. Карен обнаруживает, что ей техника идиотизма нужна, и это меняет всю ее жизнь” (Ларс фон Триер).

Екатерина Иванова-Тараканова

Где купить: bomba.com.ua .

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація