Нобелевские комитеты решительно осуждают

Особой критике подвергается правило, запрещающее присуждение премии в одной области науки более чем трем ученым одновременно. Особенно жаркие дебаты разгорелись шесть лет назад, когда Нобелевскую

12 серпня 2005, 13:28

Особой критике подвергается правило, запрещающее присуждение премии в одной области науки более чем трем ученым одновременно. Особенно жаркие дебаты разгорелись шесть лет назад, когда Нобелевскую премию за исследования регуляторной роли оксида азота в сердечно-сосудистой системе присудили трем ученым из США — Фериду Мураду (Ferid Murad), Роберту Ферчготту (Robert F. Furchgott) и Луису Игнарро (Louis J. Ignarro). Однако не меньший вклад в изучение биологической роли оксида азота внесли российский и английский ученые А. Ф. Ванин и С. Монкада (Moncada), премию не получившие.

Нобелевские комитеты решительно осуждают и за то, что они недооценивают роль коллективных исследований в современной науке. Критиканы Комитетов предлагают вручать премии целым институтам. Как это уже было с Нобелевской премией мира в 1999 году — она была присуждена французской организации “Медицина без границ” (Medecins Sans Frontieres). Однако и у критиканов хватает оппонентов. Многие ученые возражают против столь “массового премирования”. Например, Уолтер Гилберт (Walter Gilbert), лауреат премии по химии 1980 года, говорит, что открытия делают отдельные ученые, а не институты. Разве кто-нибудь помнит об институтах, в которых работал Эйнштейн?

А некоторые лауреаты предлагают вообще отказаться от вручения премий (они-то премию уже получили). Джек Стейнбергер (Jack Steinberger), получивший премию в 1988 г. за исследования нейтрино, приводит поразительный довод: “Эйнштейн остался бы Эйнштейном, даже не получив Нобелевской премии”. Но таких, как Эйнштейн, — единицы. Он один из тех редких гениев, статус которых не зависит от каких-либо наград. А были бы другие нобелевские лауреаты теми, кто они сейчас есть, не получи они Нобелевских премий? Для них премия представляет уникальную возможность ознакомить нас с вами (т. е. обычных граждан) со своими исследованиями, а затем использовать свое влияние на пользу науки.

И всё же. Какие бы споры не велись вокруг вручения или невручения Нобелевской премии, она остается самой престижной наградой в мире. И вряд ли ее престиж пошатнут самые ярые нападки.

Кроме того, в любом случае, выбор Комитетов будет интересовать и интриговать даже тех, кто очень далек от науки и литературы. А за несколько недель до объявления лауреатов снова будут делаться ставки — ведь это игра, шоу; пусть научное, но такое занимательное.

Катерина Гичан

При подготовке статьи были использованы материалы сайта Лауреаты Нобелевской премии .

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація