John Lee Hooker или 60 лет блюза

Если в MP3-сборнике блюза нет записи Джона Ли Хукера, это нонсенс. Невероятно, но исполнитель песен на одном аккорде, с текстами из трех куплетов, в каждом из которых фраза неоднократно

20 жовтня 2005, 09:43
Если в MP3-сборнике блюза нет записи Джона Ли Хукера, это нонсенс. Невероятно, но исполнитель песен на одном аккорде, с текстами из трех куплетов, в каждом из которых фраза неоднократно повторяется, весьма далекий от бельканто, на восьмом десятке заставлял трепетать сердца слушателей по всему свету. Он был воплощением американской мечты, один из двенадцати детей негритянской семьи из Миссисипи, имевший в старости и тачки, и дачки в Калифорнии. Перекрестки Мемфиса, где Хукер начал выступать еще юношей, забегаловки Детройта, да что там говорить, сама старушка Англия не устояла под натиском его гитарных буги. Голос, с отеческими интонациями, хмыканьем, по-соседски располагает к доверию.
***
Ты читал о потопе?
Это случилось давно.
В ночь на пятницу
С неба лило и лило;
Плакали женщины и кричали дети;
Наводненье…
В городке на Миссисипи — Тупело
День и ночь с неба дождь, на фермах урожай;
Боже милосердный, помогай…
Крутится черная туча, и ты никуда не уйдешь
Жутко тем вечером.
Если ты беден, знаю, ты пропадешь…
 
Искренняя боль черных братьев из Дельты, кристаллизованная в его песне, потрясла когда-то Ника Кейва, считавшего “Tupelo” гениальной. Блюзы Хукера — это незатейливые тирады вагонного бродяги, приукрасившего электричеством сельские посиделки. Джон всегда выделялся среди блюзменов. Почему его блюзовый примитивизм обернулся дискографией, зашкалившей за сотню? Он был из тех, кто страдал синдромом need-more (нужно больше), и был у него свой “Healer” — Доктор Блюз. Неуловимым движением филиппинского шамана он выдернет вашу хворь, поманит за собой ритмом вагонных колес, спешащего пешехода, ритмом ускоряющегося молоточка сапожника, чинящего вам в дорогу башмаки.
***
Блюз — врач всего на свете,
Меня он лечит и, может, вылечит тебя.
Когда утром она уходит —
Спасает блюз меня.
Я ночью пал, мне было плохо,
И блюз меня спасал
Однажды рано утром,
Ты и не заметишь —
Он исцелит тебя…
 
Почему он король Буги? Да он по рождению “бугин сын”, он из тех, о ком поет в “Boogie Chillun” (Бугины дети):
Улегся ночью и услышал, как папа маме шептал:
Позволь ребенку буги-вуги, Мне стало легче, я сбежал…
Позволяю себе вольный перевод, сохранив суть содержания. Блюз Джона — это грусть продавца билетов, работяги и дворника Моторсити, тех, с кем вырос и жил. Но грусть Хукера, покрытая ростками оптимизма, усиленная драйвом Джорджа Торогуда, стала гимном байкеров:
***
Эй, бармен, иди сюда,
Как, ты еще не налил?
Она меня бросила в полночь.
Что тебе, Джонни?
One Scotch, One Bourbon, One Beer…
 
Качаясь в ритме времени, взлетая и уходя в тень, на волнах интереса к фольклору, Джонни постоянно играл и записывался, оставаясь причастным к событиям в стране. “I Don't Wanna Go To Vietnam” 1969 года. Название этого альбома, “Simply The Truth” — вот его кредо.
***
Не хочу я во Вьетнам, дома трудностей хватает,
В прессе новости читаю, не желаю во Вьетнам.
Сколько там моих друзей, не увижу я их больше.
Я люблю семью и вовсе не желаю во Вьетнам…
 
Если кошки скребут на душе, вам просто необходимо бодрое хукеровское “Boom Boom” и прекрасные аранжировки при поддержке известных музыкантов последних записей мэтра.
 
Алекс
 
 

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!

Читай також

30 липня 2007, 10:57
26 липня 2007, 10:10

Коментарі

символів 999

Loading...

інформація