Эрих-Эмманюэль Шмитт “Секта эгоистов”

Подобные книги недостаточно прочесть один или даже два раза. К ним хочется возвращаться снова. Потому что в них есть ответы чуть ли не на все главные вопросы жизни. Потому что читать тексты, слова в

10 січня 2006, 14:23

Подобные книги недостаточно прочесть один или даже два раза. К ним хочется возвращаться снова. Потому что в них есть ответы чуть ли не на все главные вопросы жизни. Потому что читать тексты, слова в которых подобраны удивительно точно и тонко, сплошное удовольствие. Критик Анни Коперман сказала о ней: “Каждая сцена — наслаждение, искушение, повод для острот, парадоксов, противоречий, но посреди постоянных всплесков чувственности и юмора успеваешь почувствовать себя ещё и умным”.

Пять совершенно разных произведений собраны под обложкой. Пять произведений, показывающих широкий диапазон таланта Шмитта (Eric-Emmanuel Schmitt). Пять произведений, продиктованных любовью к человеку и Богу.

Открывает сборник роман “Секта эгоистов” (La Secte des egoїstes). Потенциал постмодернизма преподносится Шмиттом во всей его изысканности. Создается текст-профанация о профанации. Во главу угла ставится не человек и характер, а форма и само повествование.

Главный герой, для которого единственной ценностью являются книги и ничего более, вдруг натыкается в одном из философских трудов на определение эгоизма, столь ему близкое, что приходит в неимоверный восторг. “Эгоистом именуют человека, который верует, что на свете существует единственно он сам, всё же прочее есть лишь плод его воображения. К вящему стыду людского разума, жил в Париже человек, сочетавший имя своё с сею нелепостию, некий Гаспар Лангенхаэрт”. Герой отправляется на поиски любых сведений о своем брате по разуму и убеждениям Лангенхаэрте. Существовал ли Гаспар на самом деле? Был ли он философом или безумцем, уверенным, что весь мир заключен только в нём, а то, что окружает его, — лишь плод и воля воображения? Конечно, он — безумен. Но не уверены ли мы порой, что весь мир — это мы сами?

Продолжает тему философов и измышлений пьеса “Распутник”. Построенная по классицистическому единству действия, пространства и времени, она выглядит более чем актуальной (как, например, “Калигула” Камю). В роли главного действующего лица выступает Дени Дидро, составитель первой в мире энциклопедии. Он как раз должен написать статью о морали в перерывах между сладострастными утехами с г-жой Требуш, а заодно и с мадемуазель Гольбах. Великий философ оказался беспомощным перед своими женщинами и умствованиями. Но вовсе не несчастным.

Если два предыдущих произведения рассчитаны на весьма взыскательную публику, желающую отведать своеобразную философскую постмодерную литературу, то три остальных — понравятся, пожалуй, всем, кто не разучился находить в жизни хоть что-то хорошее.

Повесть “Оскар и розовая дама” — история подростка, больного раком крови. Построена она в форме писем, которые Оскар пишет не кому-нибудь, а самому Богу. Бабушка Роза посоветовала ему заняться этой перепиской. Кроме того, она открыла мальчику тайну, что, оказывается, каждый день можно проживать, как несколько лет. Так, мальчик с каждым письмом Богу, с каждым днем становится всё старше и мудрее. И доживает до 110 лет за 12 дней. Он обретает веру в Бога, в жизнь, в своих несчастных родителей.

Так бы и осталась повесть очередным сентиментально-слезливым творением о том, что ценить нужно каждую минуту… Если бы не остроумие и глубокое знание психологии Шмитта. Благодаря ему читатель взглянет на мир по-детски ясным взглядом.

Жителям Петербурга повезло с возможностью увидеть повесть на сцене. В БДТ довольно давно идет эта постановка, главную женскую роль в ней играет Алиса Фрейндлих.

Продолжает тему подросткового восприятия мира повесть “Мсье Ибрагим и цветы Корана”. Снова повествование ведется от лица мальчика (Момо), который становится мудрее с каждой страницей. Снова возле него хороший взрослый друг. На этот раз суфит Ибрагим, бакалейщик. Момо ворует в его лавке всякие мелочи. И даже не потому, что беден — все-таки его отец адвокат, хотя и не слишком удачливый, — а из некоего протеста. Мальчик чувствует себя нежеланным ребенком. Ещё ать отказалась от него в младенчестве, а отец постоянно ставит в пример какого-то Пополя, якобы старшего брата Момо. Ибрагим же заставляет мальчишку полюбить самого себя, полюбить отца, научиться улыбаться, даже если нет очевидного повода. Он становится его самым близким человеком, потому что примиряет его с собой и миром.

И снова, как и в “Оскаре…”, в этой повести много смешного и грустного. Но развязка “Мсье Ибрагима…” куда более оптимистичная. Ведь Оскар обречен — он умрет, и это лишь вопрос времени — нескольких дней.

Повесть “Дети Ноя” завершает подростковый цикл. Если в “Оскаре…” мальчик боролся с лейкемией, в “Мсье Ибрагиме…” с детскими обидами, то Жозеф, главный герой “Детей Ноя”, борется с нацистской машиной, точнее пытается вырваться из её лап.

В роли лучшего друга, наставника и спасителя — священник, отец Понс. Он прячет, рискуя жизнью, бельгийских еврейских ребят у себя на Желтой Вилле. Среди них — и главный герой, самый любимый и близкий ему друг.

Название книги более чем оправдано: отец Понс — один из сыновей Ноя, первого в мире коллекционера. Священник собирает в крипте (подземной церкви) реликвии, символы, одежду — всё, что имеет отношение к еврейской и цыганской культурам. Чтобы не исчезла память народа, даже если его представители уйдут. Жозеф не прочь принять католицизм — очень уж он полюбил своего наставника, и уж очень красивыми ему показались католические обряды. Но именно отец Понс отговаривает его, объясняя, что ему нужно сохранить в себе память народа, чтобы передать потомкам. Что он тоже — дитя Ноя. Что его миссия очень важна.

Пожалуй, это самая трогательная повесть. Некоторые абзацы невозможно читать без слез — настолько искренне и проникновенно Шмитт рассказывает о глубокой любви, уважении, чувстве долга, радости жизни.

Читая повесть, вы не раз вспомните чувства, которые вызвал у вас фильм Роберто Бениньи “Жизнь прекрасна”. И снова убедитесь: жизнь — это чудо, жизнь — прекрасна. Нужно это просто заметить.

Резюме. Сборник Шмитта — лучшее средство против хандры и даже депрессии.

Катерина Гичан

Книга была любезно предоставлена издательством Азбука

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація