Джордж Гордон Байрон “Каин” (Cain)

Мистерия (1821)Первый акт — “местность близ рая”. Вознесение молитвы Иегове, в которой участвуют изгнанные из райских кущ Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель, дочери Ада и Селла и дети, зачатые

22 листопада 2005, 09:28

Мистерия (1821)

Первый акт — “местность близ рая”. Вознесение молитвы Иегове, в которой участвуют изгнанные из райских кущ Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель, дочери Ада и Селла и дети, зачатые дочерьми Адама от его же сыновей. Против нерассуждающей набожности родителей и брата, покорно приемлющих карающую длань Господню, инстинктивно восстает Каин: “Я никогда не мог согласовать / Того, что видел, с тем, что говорят мне”. Его не удовлетворяют уклончивые ответы родителей, во всём ссылающихся на Его всеблагие веления: “У них на все вопросы / Один ответ: «Его святая воля, / А он есть благ». Всесилен, так и благ?”

Адам, Ева и их дети удаляются к дневным трудам. Размышляющий Каин остается один. Он чувствует приближение некоего высшего существа, “величественней ангелов”, которых Каину доводилось видеть в окрестностях рая. Это Люцифер. С ним беседуют Каин и Ада (мать ребенка Каина). Терзаемый вопросами о тайне своего существования, о законе смерти и конечности всего сущего, о загадке неведомого, Каин молит Люцифера разрешить его сомнения. Тот предлагает ему совершить путешествие во времени и пространстве, обещая Аде, что спустя час или два тот вернется домой.

Второй акт — “бездна пространства”. Каин и Люцифер минуют прошедшие и грядущие миры, по сравнению с которыми Земля ничтожней песчинки, а Эдем — меньше булавочной головки. Каину открывается беспредельность пространства и бесконечность времени. Люцифер: “Есть многое, что никогда не будет / Иметь конца... / Лишь время и пространство неизменны, / Хотя и перемены только праху / Приносят смерть”. Ошеломленный Каин узнает, что на иных планетах есть люди “иль существа, что выше их”. Люцифер показывает ему мрачное царство смерти. Открывает Каину, что до Адама Землю населяли высшие существа, не похожие на людей, но силою разума намного их превышавшие. Иегова покончил с ними “смешением стихий, преобразивших / Лицо земли”. Перед ними проплывают призраки существ, которым нет названия. Их зрелище величественно и скорбно, но, по уверению Люцифера, несравнимо с бедами и катастрофами, которым суждено выпасть на долю Адамова рода. Каин опечален: он любит Аду, любит Авеля и не в силах смириться с тем, что все они, всё сущее подвержено гибели. Просит Сатану открыть ему тайну смерти. Тот отвечает, что сын Адама пока ещё не в силах постичь её; надо лишь уразуметь, что смерть — врата.

Каин сознает, что его проводник не уступает мощью всесильному Иегове. Но разве сам Люцифер — не орудье Божие? Сатана: “Он победитель мой, но не владыка... / ...Не прекратится / Великая нещадная борьба, / Доколе не погибнет Адонаи / Иль враг его!”

На прощание Люцифер дает совет Каину: “Один лишь добрый дар / Дало вам древо знания — ваш разум: / Так пусть он не трепещет грозных слов / Тирана, принуждающего верить / Наперекор и чувству и рассудку. / Терпи и мысли — созидай в себе / Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть: / Сломи в себе земное естество / И приобщись духовному началу!”

Третий акт. Вернувшись к близким, Каин застает их за работой: они готовят алтари к жертвоприношению. Каин: “…лучше умереть, чем жить в мученьях / И завещать их детям!” От него в ужасе отшатывается кроткая, любящая Ада; мягко, но настойчиво понуждает его к совместному принесению жертвы Авель.

Бог благосклонно принимает закланного Авелем агнца и далеко раскидывает по земле плоды — жертву Каина. Авель невозмутимо советует брату принести на алтарь новые дары. Каин: “Так его отрада — / Чад алтарей, дымящихся от крови, / Страдания блеющих маток, муки / Их детищ, умиравших под твоим / Ножом благочестивым! Прочь с дороги!”

Авель стоит на своем, твердя: “Бог мне дороже жизни”. В приступе неконтролируемого гнева Каин поражает его в висок головней, схваченной с жертвенника. Авель умирает. Сбегаются близкие. Адам растерян; Ева проклинает сына. Ада робко пытается защитить брата и супруга. Адам повелевает ему навсегда покинуть эти места. С Каином остается только Ада. С небес спускается ангел Господень и налагает на чело Каина неизгладимую печать.

Каин и Ада собираются в нелегкий путь “к востоку от рая”. Каин: “О, Авель, Авель!” Ада: “Мир ему!” Каин: “А мне?”

По материалам сайта российских студентов-филологов

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація