Вадим Панов: о фанатах, уходе от реальности и воспитании детей

— Есть расхожее мнение, что люди, которые пишут и читают фантастику, тем самым просто уходят от реальности. Как Вы к этому мнению относитесь и насколько оно верно по отношению к Вашим читателям?—

13 грудня 2005, 16:04

— Есть расхожее мнение, что люди, которые пишут и читают фантастику, тем самым просто уходят от реальности. Как Вы к этому мнению относитесь и насколько оно верно по отношению к Вашим читателям?

— (Пауза) Как известно, существуют футбольные клубы, футбольные чемпионаты. Есть очень много людей, которых интересует футбол. Меня интересует футбол, моих друзей, мы смотрим матчи, ходим на стадионы, мы это часто обсуждаем практически при каждой встрече. А есть люди, которых называют фанатами, которые ездят на каждую игру любимой команды, которые дерутся с фанатами команды-соперницы. Для них это уже не просто игра, для них это жизнь. Но их немного, процентов десять от общего числа.

Все мы играли в компьютерные игры. Кто-то поиграл и бросил. Я, например, последний раз играл недели две назад минут пять: начал играть, потом телефон зазвонил, еще что-то, – и все, я игру выключил. А есть люди, которых не оттянешь от компьютера, которые забывают обо всем, не спят всю ночь, режутся в какой-нибудь “Doom 3”… Их меньше, чем просто любителей игры.

Этот мизерный процент – да, они уходят от реальности. Для них реальность – это то, чем они увлекаются, все остальное – это приложение к ней, место, где они зарабатывают себе на хлеб с маслом. Такие люди будут в любом деле – игра ли, футбол ли, книги ли, марки ли… От этого не деться, так человек устроен. А все рассуждения о том, что фантастика – это уход от реальности… Давайте посмотрим на меня. Я читаю фантастику с десяти лет. Я ушел от реальности? Да я более реальный и лучше управляю реальностью, чем большинство из тех, кто мне рассказывает, что фантастика – это уход от реальности. Не надо путать болезненную зависимость от чего-то с тем, что человеку просто интересно.

— На рынке фантастику запихивают в сектор развлекательной литературы, где-то рядом с детективами и женскими романами. Насколько это справедливо, на Ваш взгляд?

— Фантастика всегда была в этом секторе. Это так называемая “жанровая литература”. И она всегда занимала место где-то рядом с детективами… насчет женских романов не знаю, но фантастика и детектив всегда плыли параллельными курсами. Все остальное расставляет время. Был Жюль Верн, но в те же времена писал не только Жюль Верн… и где Жюль Верн, а где все остальные? Это вопрос, который от нынешних критиков не зависит. Они могут говорить, что все это ерунда, что мы тратим время на всякие игры… Но есть Время, которого боится все. И только оно показывает, кто что в действительности пишет.

— Фэндом представляет из себя такую большую тусовку, большую коммунальную кухню, где все всех знают, все со всеми общаются и так далее.. Вы себя ощущаете частью этой кухни, или вы – отдельно?

— Я думаю, у Вас несколько идеалистическое понимание фэндома, который, мягко говоря, совсем не однороден, внутри которого существует масса группировок, компаний, тусовочек, многие из которых друг друга недолюбливают, откровенно враждуют или наоборот, дружат. Не так много людей, которые общаются практически со всеми. И в том числе внутри фэндома есть люди, которые стоят несколько особняком. Я в том числе. Я не могу сказать, что я вне всего этого, и не могу сказать, что я в этом растворился.

— А это связано с Вашими личными особенностями, или особенностями фэндома, то есть Вы не понимаете таких отношений?

— Мы с Вами говорили о фанатах… Фэндом как раз состоит из людей, которые довольно близко подошли к этой черте. Не все ее перешагнули, но стоят достаточно близко. Это не мой вариант.

— То есть Вам вообще не свойственно, скажем так, уходить от реальности?

— Нет.

— А, скажем, если бы у Вас был выбор, в какой исторической эпохе и в какой стране жить, что бы Вы выбрали?

— Когда начинаешь об этом задумываться, это как раз и называется уходом от реальности…

— А кем вы хотели быть в детстве?

— Военным, разумеется. У меня вся семья – военные, четыре поколения. Это я первый оболтус.

— А Ваша дочь кем хочет стать?

— Мы пока еще не задумываемся об этом.

— Какие книги Вы ей читаете?

— Карлсона, Винни-Пуха…

— А Вы бы не хотели, чтобы она тоже с десяти лет читала фантастику, как Вы?

— Посмотрим… Это ведь индивидуально. У меня в классе ведь тоже не все любили фантастику. Все зависит от человека. Я хочу, чтобы она читала то, что она хочет, что ей интересно. Заставлять ее читать я не буду. Никто ведь не заставлял меня что-то читать, чем-то заниматься. Я принимал самостоятельные решения.

Вадим Панов: о мэйнстриме, Дэне Брауне и Анклавах

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація