Вячеслав и Михаил Дурненковы “Культурный слой”

Эта книга вышла под лозунгом “Иной формат”. Насколько формат иной — спорный вопрос. Тем более, когда речь идет об издательстве “Эксмо”, выпускающем то, что обречено на коммерческий успех. А

20 грудня 2005, 11:42

Эта книга вышла под лозунгом “Иной формат”. Насколько формат иной — спорный вопрос. Тем более, когда речь идет об издательстве “Эксмо”, выпускающем то, что обречено на коммерческий успех. А коммерческим успехом произведения братьев Дурненковых будут пользоваться. Написанные в простой доходчивой манере, не без иронии (правда, не всегда утонченной — но кто сказал, что утонченность — это обязательно?), забавно и слегка философично.

Радует тот факт, что авторы явно не претендуют на звания высоколобых интеллектуалов, но и не опускаются на уровень пошло-примитивных шуток. А эту самую пошлость и псевдоинтеллектуальность высмеивают. Первая пьеса, “Кто-то такой счастливый”, и посвящена пошлому юмору, заливающему отечественного зрителя вязким телепотоком. Главный герой — давнишний выпускник литературного института — решается на рискованный шаг. Со стези скромного, бедного, но честного редактора переходит на стезю успешного автора юморных миниатюр для “мэтров” отечественного хьюмор-бизнеса. За несколько страниц читатель узнает о тех, кто продвигает этот самый хьюмор-бизнес, (конечно же, без кавказцев не обошлось) и чего стоит успех юмористов.

“Супротив человека” продолжает тему театра и людей искусства. Но идейная нагрузка намного серьезнее. Иногда авторы переходят на откровенную дидактику и рассуждения о несправедливости мира. Но, как ни странно, это не раздражает. В общем-то, пропаганда нормальных человеческих ценностей — не есть зло и недостаток.

В “Вычитании земли”, “Культурном слое” и, пожалуй, в “Ручейнике” (к слову, именно последний занял 3-е место в “Действующих лицах – 2004”) философские рассуждения авторов превалируют даже над действием, что для нынешних пьес необычно. Конечно, и Чехов, и Стриндберг, и Уильямс, да, в общем-то, все великие драматурги, “главное действие” и его причины оставляют “за сценой”, показывая лишь вершину айсберга — последствия, да и то не все — читательское или зрительское должно поработать. Братья Дурненковы как бы возрождают старые традиции, используя новые приемы — сугубо современные.

Поэтому их пьесы вряд ли можно назвать вневременными — слишком много ссылок на нынешнюю действительность. Например, “Красную чашку” вряд ли поймут те, кто прочитает ее лет через пять, или те, кто телевизор не смотрит. Сюжет был явно подсказан рекламным роликом “кофейной” фирмы.

Или вряд ли поймут, кто такие Rammstein или Marilyn Manson, и в чём тогда “фишка” “Mutter”. Герои “Mutter” — старички, фанатеющие от вышеупомянутых персонажей. Это не единственная их странность. Что еще их отличает от среднестатистических сограждан, говорить не хочется. Просто намекну: Вячеслав Дурненков возложил на них архиважную миссию и стёр грань между палатой в доме для престарелых и межгалактическим объектом (ракета ли это, тарелка ли, планета ли или другой космический объект — непонятно).

“Три действия по четырем картинам” — пьеса более чем странная. Да и пьесой ее назвать сложно. Дело даже не в том, что воплотить ее на сцене — задача не из легких. Она читается, скорее, как новелла, объединенная сквозными настроениями и персонажами. Сюжеты были навеяны картинами А. Брашинского “Стишок”, “Молодые спорщики”, “Поживи с моё” и “Окольной дорогой”. “Не следует принимать текст «Трех действий» как «пьесу в чистом виде», просто для меня это самая естественная форма высказывания”, — так говорит о пьесе Вячеслав Дурненков. Видимо, к его мнению стоит прислушаться. Что же до чтения пьесы, то оно вас вряд ли разочарует. Слишком много эмоций, объемных образов, ярких высказываний — чересчур складный слог Дурненкова и сильна его энергетика, чтобы оставить равнодушным.

И, наконец, одна из самых смешных, на мой взгляд, пьес последних лет — “Голубой вагон”. Главные герои: Агния Барто, Борис Заходер, Корней Чуковский и Самуил Маршак. Такого классного и нециничного «стёба» давно никто не выдавал. Если для вас эти персонажи не окутаны аурой неприкосновенности и вы не испытываете к ним излишнего пиитета, то вы будете смеяться. Скорее всего, очень громко.

Вообще, пьесы Дурненковых читать интересно. Что само по себе ценно. Не так много нынешних авторов отдают дань занимательности. Но понравятся они далеко не каждому. Интеллектуалы, так сказать, литературные гурманы могут быть разочарованы. Дурненковы частенько злоупотребляют неожиданными, но повторяющимися сюжетными ходами. Их сходство с драматической традицией советских авторов 1960-70-х годов порой слишком очевидно. А гурманам…Им ведь подавай что-то свежее, то, “чего на белом свете вообще не может быть”. Поклонникам упрощенных форм Дурненковы покажутся слишком стебными и несуразно-фантастичными. Понравятся же они тем, кто просто любит читать хорошие книги и не ждать от сборника “Культурный слой” катарсиса. Хотя ожидание духовного очищения может вполне оправдаться.

Катерина Гичан

Книга была предоставлена издательством “Эксмо

В сборник вошли пьесы: Вячеслав и Михаил Дурненковы “Кто-то такой счастливый”, Вячеслав Дурненков “Mutter”, Вячеслав и Михаил Дурненковы “Вычитание земли”, Вячеслав и Михаил Дурненковы “Культурный слой”, Вячеслав Дурненков “Ручейник”, Михаил Дурненков “Красная чашка”, Вячеслав Дурненков “Три действия по четырем картинам”, Вячеслав Дурненков “В черном-черном городе”, Вячеслав и Михаил Дурненковы “Снеговик”, Вячеслав Дурненков “Голубой вагон”.

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація