Ваганты: рыцари стакана и шпаги

Кладезь мудрости таится в откровении простом —Жизнь дается, чтоб резвиться с дамой сердца под кустом,Чтобы пить хмельную влагу, относить штаны в кабакИ нанизывать на шпагу всех, кто думает не

24 січня 2006, 15:57

Кладезь мудрости таится в откровении простом —
Жизнь дается, чтоб резвиться с дамой сердца под кустом,
Чтобы пить хмельную влагу, относить штаны в кабак
И нанизывать на шпагу всех, кто думает не так.

Сергей Калугин “Школа мудрости” (подражание вагантам)

Существует известный стереотип: студент должен быть бедным, голодным и веселым. Студент должен всегда быть готов обменять последние штаны на книгу, а книгу – на бутылку пива, отдать лучшему другу последний рубль, нарвать для любимой девушки цветов с общественной клумбы (потому что на покупку оных денег нет), а также кому угодно набить морду за эту самую любимую девушку. Словом, воплощать собой саму Молодость с ее беззаботностью, жизнерадостностью и “после-нас-хоть-потопностью”. Студенты со временем менялись, но стереотип оставался. И немудрено, что он такой живучий: ведь он впечатан в наше сознание еще со времен европейского Средневековья!

Средневековые братья по разуму наших студентов назывались вагантами, или голиардами. Изначально вагантами называли бедных клериков, которые были рукоположены в сан, а собственного прихода не получили, потому вынуждены были добывать себе пропитание как придется. Однако позднее к этой нищей шатии-братии присоединилась тьма-тьмущая бродячих школяров. Университетов тогда в Европе было не то чтобы очень много, знаменитых ученых так и вовсе наперечет, а знать некоторым любознательным и не связанным никакими обязательствами гражданам хотелось все. Вот и ходили-бродили из города в город, собирая знания, как пчела собирает мед с цветов: то одного знаменитого магистра послушают, то другого. Кушать, естественно, хотелось, поэтому наши вечные студенты давали концерты и театральные представления в тавернах и на городских площадях, частенько попрошайничали, а если уж совсем тяжко приходилось – не гнушались и воровством.

Но даже при такой нелегкой жизни школяры умудрялись не унывать и сочинять задорные песенки, порой на грани непристойности, не зная еще, что станут родоначальниками всего студенческого фольклора…

Выходи в привольный мир!
К черту пыльных книжек хлам!
Наша родина — трактир.
Нам пивная — Божий храм.
Ночь проведши за стаканом,
Не грешно упиться в дым.
Добродетель — стариканам,
Безрассудство — молодым!

Круг тем вагантской поэзии неширок, а впрочем, много ли студенту надо? Поесть, выпить, да еще женской любви и ласки. Об этом и пели… Пели, кстати, на латыни, пародируя церковные гимны, которые изучали в своих университетах во множестве. Поэтому всей глубины и тонкости вагантского юмора нам не понять – точно так же, как нашим далеким потомкам не понять современного нам КВН.

Как и положено фольклору, вагантское творчество было анонимным. До нас дошло лишь несколько имен: Гугон, прозванный Примасом (то есть “первым”) Орлеанским; некто Кельнский Архипиита (“поэт поэтов”), и Вальтер Шатильонский. А самым известным и любимым по сей день поэтом-вагантом остается гениальный Франсуа Вийон (Francois Villon) — обладатель степени магистра искусств, между прочим.

Стихов вагантов до нас дошло не так уж и много: знаменитая, неоднократно положенная на музыку “Carmina Burana” – самый большой из сохранившихся сборник их творчества. Большинство остальных сгорели в кострах. Ваганты, эти развеселые дурни, самим фактом своего существования досаждали как официальной церкви, так и мирским властям. Хотя отнюдь не были ни безбожниками, ни преступниками…

Во всех учебниках средневековой истории написано, что массовое движение вагантов сошло на нет уже к XIV веку. Не верьте: ваганты бессмертны. Они успели заразить всю Европу вирусом своего раздолбайства. Их отголоски – в попойках немецких буршей и в студенческих бунтах в Париже 1968-го, в “лицейском братстве” Пушкина и даже в движении хиппи… Да что там говорить – вагантский дух жив в любом вузе, как его ни душат преподавательским официозом! И самое нерушимое тому доказательство – интернациональный студенческий гимн “Gaudeamus”, написанный много веков назад одним из этих безалаберных рыцарей стакана и шпаги…

Gaudeamus igitur,

Juvenes dum sumus!

Post jucundam juventutem,

Post molestam senectutem,

Nos habebit humus.

Веселитесь, пока есть

Молодость и сила!

После юности мятежной,

После старости прилежной

Всех нас ждет могила.

Светлана Евсюкова

При написании статьи были использованы материалы: Литературная энциклопедия ,  Книжный развал (В. Н. Распопин)

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація