Античная драма: Софокл vs. Еврипид

Театральные представления в Древней Греции сильно отличались от того чинного-благородного действа, к которому привык современный зритель. Скорее они напоминали, как это ни странно, современный КВН –

21 березня 2006, 17:55

Театральные представления в Древней Греции сильно отличались от того чинного-благородного действа, к которому привык современный зритель. Скорее они напоминали, как это ни странно, современный КВН – длинное соревнование драматургов, каждый из которых должен был представить драматическую трилогию, завершив ее – для разрядки – фарсом. По итогам состязания строгое, но справедливое жюри архонтов (представителей выборной власти – надеюсь, все помнят, что именно греки, а не американцы, изобрели демократию?) определяло победителя и увенчивало его лавровым венком.

Если бы нам посчастливилось попасть в античный театр, нам бы разрешалось не только есть и пить, не только бурно выражать свои чувства по поводу поразившего нас момента пьесы, но и даже пользоваться мобильными телефонами: “Алло, Ксенофонт? Тут Аристофан опять что-то новенькое удумал – сразу его гнилыми оливками закидать, или стоит посмотреть?”

Участников театрального соревнования было всегда три, однако, вне всякого сомнения, встреча “один на один” зрелищнее. Поэтому сегодня на круглой арене афинского амфитеатра, только для читателей e-Motion, – битва титанов, интеллектуальный реслинг высшей пробы, поединок двух выдающихся древнегреческих драматургов!

Встречайте!!! Двадцатикратный победитель драматических соревнований, автор 123 пьес (до наших дней дошли лишь 7), политик и жрец Асклепия – Софокл (Sophocles)!!! И его молодой, не родовитый, но амбициозный соперник (из его 94 пьес до нас дошло 17), у которого всегда есть чем шокировать благонравных афинских граждан – Еврипид (Euripides)!!!

По одному пункту тяжеловес Софокл “делает” Еврипида сразу же: по происхождению. В то время как поэт, музыкант, спортсмен и просто красавец Софокл родился в состоятельной семье, мать Еврипида, как правильно нам подсказывает со своего места комедиограф Аристофан (Еврипида не любящий), была торговкой овощами на афинском рынке. Еврипид – самый что ни на есть self-made man. Древние греки этого термина не знали, поэтому называли его попросту выскочкой.

В том, что касается общественной активности и патриотизма, Софокл тоже может послужить нам примером: афинские граждане даже избирали его стратегом. Какой удар для Еврипида, который, дабы убежать от критики, сбежал из Афин к македонскому царю Архелаю! Впрочем, Софокла выбрали не за его превосходные политические качества, а просто на волне эйфории, вызванной его великолепной “Антигоной”…

Но довольно войны компроматов! У нас бой идет по гамбургскому счету, и нам неважно, что Софокл прожил полную и счастливую жизнь, а нелюдимому Еврипиду, как говорят, даже с женщинами не очень-то везло. Это сражение талантов, а не биографий.

Удар, наносимый любой из трагедий Софокла, не переживет ни один зритель – ни античный, ни современный. Всё дело в безошибочности темы: невозможность человека противостоять своей судьбе – Року, Фатуму (или, как его еще называли греки, Ананке). Судьба властна даже над богами, которые сами вершили судьбы человеческие у предшественника наших дуэлянтов – Эсхила. Да, человек может пытаться познать загадки мироздания. Но это всё, что он может – Судьба-Сфинкс только посмеется над дерзкими. “Смирись, гордый человек!”

“Что вы говорите? Человек не властен над своей судьбой? Да он и над собой-то не властен!” – решительно парирует этот удар Еврипид. Не Фатум, а страсти и пороки, глупость и невежество толкают на преступления, ибо слаб человек, да и неумен. Царь Эдип (герой лучшей трагедии Эсхила) не убежал от своей судьбы, семена которой посеяли его родители. Но в трагедии Еврипида “Медея” и судьбу, и всех богов, вместе взятых, с успехом воплощает одна-единственная, жестокая и прекрасная женщина…

Но позвольте, скажет на это Софокл, а как же воспитательная роль искусства? Как же “инженерия человеческих душ”? Неужели господин Еврипид думает, что зрителю приятнее видеть на арене театра публичную стирку грязных туник, чем прекрасных, могучих духом и телом мифологических героев?! Не будем голословными, приведем слова самого Софокла: “Я изображал людей такими, какими они должны быть; Еврипид же их изображает такими, каковы они в действительности”. Софокл назвал бы Еврипида циником, если бы это слово имело во времена античности то же значение, что и сейчас.

Еврипид мужественно держит и этот удар. Да, он пессимист (а что, разве это преступление?!), но отнюдь не циник: злу и заблуждению в его пьесах могут противостоять добродетель и здравый смысл. Боги никак не вмешиваются в жизнь людей – осознайте же наконец этот простой факт, сограждане! Мы сами несем ответственность (разумеется, в отведенных нам пределах) за всё, что происходит с нами в жизни.

…Уже давно скрылось солнце за величественными постройками Акрополя, уснули на трибунах утомленные зрители, а спор двух великих драматургов всё продолжался под покровом теплой греческой ночи… И продолжается по сей день. Арену для наших дуэлянтов – уж простите скромного комментатора за пафос – возвела сама Вечность, определив ей место в космических просторах человеческого разума. Судьба владеет нами – или мы владеем судьбой? Сильны ли мы в своем мужестве принять уготованное нам – или страшны в слепой ярости страстей? Прекрасны – или уродливы? Рабы или свободные, и что нам с этой пресловутой свободой делать? Твари дрожащие или право имеем?..

Поединок продолжается. Победителей не будет. Но и проигравших тоже.

С вами была комментатор Светлана Евсюкова

P. S. Античная драма переживала свое возрождение дважды: стараниями классицистов в XVII-XVIII веках и экзистенциалистов в веке ХХ. О том, какие выводы сделали из уроков античных драматургов те и другие, можно написать по статье размером побольше этой.

Скачать произведения Софокла можно здесь

Скачать произведения Еврипида можно здесь 

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація