“История будущего” братьев Стругацких: счастье? для всех? даром?

“Да в силах ли понять я, каково это: быть ограниченно всемогущим? Когда умеешь все, но никак, никак, никак не можешь создать аверс без реверса и правое без левого... Когда все, что ты умеешь, и

11 квітня 2006, 17:39

“Да в силах ли понять я, каково это: быть ограниченно всемогущим? Когда умеешь все, но никак, никак, никак не можешь создать аверс без реверса и правое без левого... Когда все, что ты умеешь, и можешь, и создаешь доброго, – отягощено злом?” (“Отягощенные злом”).

Реквием по мечте

Очень хотелось провести светлую и яркую, как детская мечта, экскурсию в мир Полдня братьев Стругацких. “Полдень, XXII век”, с самодвижущимися дорогами, освоением Марса и Венеры, веселыми и обаятельными людьми, которые уже не строят светлое будущее – они в нем живут. Видит Бог – хотелось. Потому что в то время, как на наших глазах сбывается “451 по Фаренгейту” Рэя Брэдбери и другие антиутопии, нам смертельно не хватает миров, в которых хотелось бы жить. Мир Полдня именно такой. Но…

Внезапно вспомнилось, как захотелось счастливым людям будущего “счастья для всех, даром, и чтобы никто не ушел обиженным”. Так, благодаря Институту Экспериментальной Истории, появились прогрессоры – апостолы космической эры, незаметно, исподволь направляющие развитие отсталых планет к светлому будущему. Помните дона Румату Эсторского, он же прогрессор Антон?

“Потом... – пробормотал он. – В общем-то никто не знает, что было потом, Анка. Передатчик он оставил дома, и когда дом загорелся, на патрульном дирижабле поняли, что дело плохо, и сразу пошли в Арканар. На всякий случай сбросили на город шашки с усыпляющим газом. Дом уже догорал. Сначала растерялись, не знали, где его искать, но потом увидели... – Он замялся. – Словом, видно было, где он шел” (“Трудно быть богом”).

В “Трудно быть богом” братья Стругацкие лишили мир Полдня невинности. “Цивилизованный” землянин, двумя клинками прорубающий дорогу к тому, кто виновен в гибели его любимой, – это был приговор институту прогрессорства. Оказалось – нельзя, чтобы счастья для всех и даром. Оказалось – невмешательство означает бездействие, а бездействие означает гибель. Оказалось – прогрессоры не боги, а люди. А у людей есть грань, за которую заходить опасно. Грань, за которой слова о “всеобщем счастье” – это всего лишь слова.

“Я был Прогрессором всего три года, я нес добро, только добро, ничего кроме добра, и, господи, как они ненавидели меня! И они были в своем праве. Потому что боги пришли, не спрашивая разрешения. Никто их не звал, а они вперлись и принялись творить добро” (“Волны гасят ветер”).

Стругацкие простились было с миром Полдня в “Далекой Радуге” – романе-катастрофе, при этом невероятно светлом и лиричном по исполнению. Но вопросы остались…

Истина где-то рядом

Что, если в то время, пока люди ставили эксперименты по построению коммунизма на отдельно взятых планетах, КТО-ТО ставил такие же эксперименты над нами? Что, если и земное общество – продукт инопланетного эксперимента? А если так, то кто этот КТО-ТО и чего он добивается?

КОГО-ТО назвали Странниками. Ими, как говорят, был воспитан Малыш из одноименной повести. “Маугли наоборот”, ребенок с погибшего на планете Ковчег земного космического корабля. Существо с человеческой внешностью и нечеловеческой психикой, пугающее землян самим фактом своего существования.

В романе “Жук в муравейнике” Максим Каммерер, бывший прогрессор из “Обитаемого острова”, разыскивает Льва Абалкина, “подкидыша”, родившегося из искусственно оплодотворенной (Странниками?) человеческой клетки. Оказывается, в безупречно чистом и прозрачном мире Полдня тоже есть что скрывать и от кого скрывать. Исток этой скрытности – страх. Страх перед вторжением Странников с их непонятными мотивами, получивший название “синдром Сикорски” (Рудольф Сикорски – глава КОМКОНа, Комитета по Контролю, и непосредственный начальник Каммерера). Последствия сокрытия информации оказались роковыми – но об этом читайте в Истории будущего братьев Стругацких, завершающим аккордом которой стал роман “Волны гасят ветер”…

Жизнерадостная утопия превращается в мрачный технотриллер в духе “Секретных материалов”. Но не перестает быть философией – пессимистичной и порой жестокой, но заставляющей думать и искать ответы на тяжелейшие вопросы. От просто космической фантастики (“Страна багровых туч”), через утопию (“Полдень…”) и приключенческий роман в фантастических декорациях (“Трудно быть богом”) к философской фантастике, равной “Солярису” Станислава Лема – вот путь, пройденный лучшими советскими фантастами, и “История будущего” демонстрирует его нагляднее всего.

P. S. Есть одна маленькая тайна у Стругацких, которую мне до сих пор не удалось раскрыть. Бог с ними, со Странниками, – но куда в “Стране багровых туч” пропал Богдан Спицын? У кого из читавших есть варианты – поделитесь, будьте добры…

Светлана Евсюкова

Скачать произведения братьев Стругацких можно здесь

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація