Фредерик Бегбедер “Романтический эгоист” (L'Egoiste romantique)

“Всем привет! Я Оскар Дюфрен, модный писатель, романтический эгоист, милый неврастеник. Изучаю блондинок на велосипедах. Люблю омаров на гриле, запрещенную травку, пирожки с пляжным песком,

25 квітня 2006, 15:53

“Всем привет! Я Оскар Дюфрен, модный писатель, романтический эгоист, милый неврастеник. Изучаю блондинок на велосипедах. Люблю омаров на гриле, запрещенную травку, пирожки с пляжным песком, абрикосовые сиськи и людское горе”.

В этом представлении стоило бы заменить только одно: “Оскар Дюфрен” на “Фредерик Бегбедер” (Frederic Beigbeder). Стоило бы, да лучше не надо. Гламурный француз Бегбедер и так уже всех запутал, меняя лирических героев, как пиджаки от Кардена. А мы ему верим, читаем его душераздирающие трогательно-циничные романы как автобиографии и прилежно сочувствуем бедняжке. Между тем бедняжка мотается с Маврикия на Капри, из Канн в Амстердам, живет во французских телевизорах не на одном, так на другом канале, дружит с литературными и прочими знаменитостями, мешает экстази с кокаином и всячески морально разлагается. Или это опять же делает не он, а его лирический герой?..

Слово автору: “Просто я считаю, что Фредерик Бегбедер не прочь бы стать Оскаром Дюфреном, да кишка тонка. Оскар Дюфрен – это он сам, только хуже; иначе зачем бы его придумывать?”

На секунду мелькает на страницах “Романтического эгоиста” имя английского эстета, гедониста и той еще язвы Оскара Уайльда (Oscar Wilde), который однажды сказал, что на самом деле не искусство подражает жизни, а жизнь следует за искусством, – возможно, в этом ключ к Бегбедеру вообще и “Романтическому эгоисту” в частности. Он сам придумал себе роль, которую прилежно играет в текстах и в жизни – роль эстета, гедониста и той еще язвы, Оскара Уайльда a.k.a. Дориана Грея наших дней. Разница лишь в том, что, в отличие от эпатажного англичанина, наш романтический эгоист предпочитает женщин. Но не все женщины предпочитают его, поэтому Оскар Дюфрен не успевает склеить свое фарфоровое сердце, как оно снова разбивается. Он извращенец – он хочет, чтобы его любили.

“Романтический эгоист” – это дневник, некое подобие “Живого Журнала”, только без дат. Кстати говоря, единственная датированная запись убийственна настолько, что приближается к гениальности: “11 сентября 2001 г. Рухнули башни-близнецы. После обеда бассейн”. На протяжении дневника Оскар Дюфрен отправляет на аборт одну свою подружку и по уши влюбляется в другую, а последняя уходит от него к другой женщине. Фоном – светские тусовки от Барселоны до Москвы, имена знаменитостей россыпью, алкоголь, наркотики, секс – и чеканные афористичные формулы вроде этой: “Быть влюбленным значит удивляться. Когда удивление проходит, наступает конец. Любовь состоит на 90% из любопытства и только на 10% – из страха, что умрешь в одиночестве, как последнее дерьмо”.

Земля обетованная для Бегбедера – Древний Рим времен упадка. “Апокалиптический гедонизм – вот правильное состояние духа на сегодняшний день”. А сладковатый запашок разложения, тонким флёром окутывающий этот пир во время чумы, так легко спутать с новыми модными духами…

Читать “Романтического эгоиста” следует так: положить книжку на прикроватную тумбочку, и утром, желательно с похмелья, ощупью дотягиваться до нее и открывать на первой попавшейся странице. Говорят, может наступить просветление.

Светлана Евсюкова

Сайт Фредерика Бегбедера (на французском)

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація