Джинн в бутылке: опасная косметика!

Мы редко задумываемся, что на самом деле содержится в наших симпатичных баночках и бутылочках с любимой косметикой. В аннотации акцент делается на экстрактах, маслах и других хорошо известных,

10 травня 2006, 16:42

Мы редко задумываемся, что на самом деле содержится в наших симпатичных баночках и бутылочках с любимой косметикой. В аннотации акцент делается на экстрактах, маслах и других хорошо известных, благодаря рекламе, компонентах. Но для того чтобы косметические средства выполняли возложенные на них функции, в них вводится множество “химических” составляющих, о которых мы имеем минимальное представление.

Любое косметическое средство — это прежде всего смесь. Кроме активных компонентов в ней содержатся эмульгаторы, загустители, стабилизаторы, консерванты, другие вещества, причем их концентрация может составлять до 90-99%. Иными словами, мы покупаем косметику в основном из-за знакомых нам “полезных” веществ, а их содержание может составлять только несколько процентов. Не говоря уже о случаях, когда производитель экономит и использует только следовые количества активных добавок — говоря по-русски, ложка меда на ведро дегтя.

Просто или сложно?

Большинство кремов, которые продаются в настоящее время, представляют собой эмульсии. Это значит, что крем состоит из двух фаз — водной и масляной. При этом эмульсии бывают типа “вода в масле” или “масло в воде”. В долю масляной фазы входят насыщенные, ненасыщенные жиры, вещества, смягчающие кожу, — эмоленты, активные жирорастворимые компоненты (например, витамин Е и каратиноиды). Соответственно, водная фаза включает вещества, способные растворяться в воде. Сюда относятся экстракты, водорастворимые витамины (витамин С), консерванты. Плюс ко всему загустители, красители, отдушки.

Для того чтобы косметические средства были стабильны, в их состав вводят специальные вещества. Их называют эмульгаторами.

Эмульгаторы имеют хитрое строение, которое позволяет им находиться на границе раздела водной и масляной сред, образуя тонкую прослойку, не давая, таким образом, соединяться взвешенным каплям. Вот почему крем не расслаивается.

Без эмульгаторов невозможно обходиться. Если крем находится в нестабильном состоянии, то в нем легко можно заметить границы перехода водной и масляной сред. Это не только не эстетично, но и опасно. Такие пограничные участки — прекрасное место для жизни микроорганизмов. Важным моментом является и то, что использование эмульгаторов позволяет равномерно распределять активные компоненты, иначе средство может потерять свою эффективность.

Самыми сильными эмульгаторами являются поверхностно-активные вещества моющего действия. Как видно из названия, основной их функцией является мытье и стирка — они растворяют жиры, разбивают их на мелкие капельки, которые потом легко смываются водой.

Терминатор или Мать Тереза?

Когда речь идет о ПАВ, прежде всего вспоминают шампуни. Примитивно говоря, они работают как средство для мытья посуды. ПАВ шампуня словно вклиниваются в дружную компанию из кожного сала прилипшей к нему пыли, частичкам отслоившегося рогового слоя эпидермиса кожи и очень маленькими “кучками” смываются при споласкивании. Но ПАВ можно “встретить” не только в моющих средствах. Часто они полноправные участники композиции кремов.

При этом мизансцена выглядит так. Поверхностно-активные вещества воздействуют на липидный барьер кожи так же, как на любые жирные вещества: дробят его на отдельные капли. Липидный барьер кожи при этом разрушается. Зато многие активные добавки (витамины, минералы и другие) тех же кремов легче будут проникать в эти «прорехи», достигая более глубоких слоев кожи. Так, непреступный бастион рогового слоя эпидермиса становится проницаем для активных веществ, которые иначе бы просто лежали на нем мертвым грузом.

С одной стороны, все хорошо — эффект достигнут. Но какой ценой! Эпидермальный барьер напоминает сито, прыткие ПАВ могут при этом достигать глубоких слоев эпидермиса, наводя ужас на все “жирное”, что попадает по дороге. Зато теперь активные компоненты могут от души повеселиться, латая прорехи — восстанавливая эпидермальный барьер. Для этого в рецепте имеются липиды масел и жиров. Разработчики косметики все это называют пережиривающими добавками. Они встраиваются в липидные пласты, закрывая “грудью амбразуру”. Пережиривающие добавки обязательно должны вводиться в моющие средства, так как они особенно активно вымывают липиды кожи.

Помимо этого ПАВ разрушающе действуют на липидную мембрану клеток эпидермиса — кератиноцитов, при этом не способствуя ее долголетию и здоровью.

Диагноз ясен: поверхностно-активные вещества разрушают эпидермальный барьер кожи, оказывают раздражающее действие, способны вызывать аллергические реакции. При этом зловредность и эффективность у всех ПАВ разная.

Химия в быту — бытовая химия

Первым по списку ПАВ обычно идет Ammonium Lauril Sulfate — лаурил сульфат аммония — анионный детергент. Наиболее часто применяемое дешевое вещество, обладающее самым высоким раздражающим действием из представленных ниже. Это токсическое вещество, проникая в организм, может накапливаться в тканях. Очищая путем окисления, оставляет раздражающую пленку на коже и волосах. Может способствовать выпадению волос и появлению перхоти.

Следует отметить, что ПАВ бывают анионные, катионные и амфотерные. Анионные ПАВ содержат отрицательные ионы. Они очень часто используются в шампунях, гелях для душа и жидком мыле. Их отличительная особенность — дешевизна, при этом они хорошо очищают и легко смываются водой. Примером может послужить тот же лаурет сульфат аммония (Ammonium Laureth Sulfate).

Катионные ПАВ (Sodium Lauril Sulfate — натрия лаурил сульфат, Sodium Laureth Sulfate — натрия лаурет сульфат), соответственно, содержат положительные ионы. Их действие более мягкое. Лаурил сульфат натрия — ингредиент номер один в очистителях и шампунях. Образует обильную пену, но при этом является недостаточно сильным моющим средством. К тому же вещество может вступать в реакцию с широко используемыми компонентами моющих средств, образуя канцерогенные нитраты и диоксиды.

И, наконец, амфотерные ПАВ. Их цена и качество гораздо выше. Эти вещества могут содержать отрицательные и положительные ионы в зависимости от показателя рН средства. Так что ищите на упаковках следующие названия: TEA Lauril Sulfate — ТЕА лаурил сульфат и TEA Laureth Sulfate — ТЕА лаурет сульфат.

Медведь и Маша

Итак, реальность такова — ПАВ не полезны, но без них пока не обойтись.

Чтобы уменьшить их негативное влияние, можно для начала снизить концентрацию ПАВ. Для этого в состав косметических средств вводятся соэмульгаторы, которые оказывают дополнительно стабилизирующий эффект на эмульсию. При этом существенно изменяется стоимость готового препарата в большую сторону. Примеры соэмульгаторов: воски (пчелиный воск, воск жожоба, канделилы), эмульгаторы на основе силиконов, гидроколлоиды (агар, пектин, желатин, холестерин, полимерные вещества). Такие соэмульгаторы хорошо совместимы с кожей, но их эмульгирующая способность ниже, чем у ПАВ.

Радужная перспектива

Возвращаясь к нашей теме. ПАВ применяются в кремах для интенсивного ухода, облегчая проникновение активных компонентов в глубокие слои кожи. Но нужно помнить, что такие препараты не следует использовать людям с чувствительной и сухой кожей — такое средство может лишь усложнить ситуацию.

Нарушение барьерной функции рогового слоя – не самое приятное последствие косметики. Кожа становится более сухой. Так как липидные слои разрушены, ухудшается сцепление между роговыми чешуйками наружного слоя эпидермиса, а это приводит к усиленному шелушению. Далее, нарушается нормальное развитие клеток эпидермиса кератиноцитов. Роговой слой утолщается. Кожа остается проницаемой, в том числе и для токсичных веществ, бактерий, отсюда зуд и покраснение.

Дальше — хуже. Восстановить поврежденный эпидермальный барьер непросто. Кожа становится более чувствительной к действию веществ, которые вызывают дальнейшее повреждение эпидермиса. Чем выше проницаемость кожи, тем глубже проникают в нее ПАВ, микробы и токсины. Кожа воспаляется, быстрее стареет. Потому как детергенты могут добраться и до базального слоя, где зарождаются кератиноциты. Чем дальше в лес, тем больше дров. Производство новых клеток эпидермиса под вопросом. При этом воспаление и действие токсинов стимулируют образование свободных радикалов, которые, в свою очередь, разрушают липидные слои. Замкнутый круг. Вот такая перспектива.

Ежедневно кожа человека подвергается множеству испытаний. Все, что окружает нас, почти всегда оказывается вредным для здоровья и кожи. Нас просвечивает УФ-излучение, портят кожу токсичные вещества из атмосферы, ветер, мороз, вода. Мы покупаем косметику, надеясь на защиту и заботу. Но здесь тоже не все гладко. Косметика и косметологи бывают разными. Их представление, знания и порядочность оказываются на одних весах с нашим доверием и недостатком специальных знаний. Часто при разработке средств главную роль играет стоимость ингредиентов, а не их эффективность и безопасность. С другой стороны, мы ждем от косметики мгновенных результатов, и это толкает разработчиков использовать не совсем полезные для нашей кожи методы. Вывод один — учиться, читать статьи о косметике и ее компонентах, чтобы разбираться в этом самостоятельно и делать осознанный выбор.

Ольга Малышева

www.kosmetika.potrebitel.ru

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація