Энни Пру “Грехи аккордеона” (Accordion Crimes)

Словосочетание “Пулитцеровская премия” звучит весьма внушительно, даже когда ничего, в общем-то, о ней и не знаешь. Ну, даже если для вас не звучит: женщина с коварно и противоестественно читающейся

27 червня 2006, 18:29

Словосочетание “Пулитцеровская премия” звучит весьма внушительно, даже когда ничего, в общем-то, о ней и не знаешь. Ну, даже если для вас не звучит: женщина с коварно и противоестественно читающейся (французской, видать) фамилией – Эдна Энни Пру (Edna Annie Proulx) – награждена Пулитцеровской (а также Национальной и Фолкнеровской) премией, и за напрашивающийся у русскоязычного читателя каламбур в связи с такой фамилией отвечает: взаправду “ПРЁТ” порядком.

Так мне ощущалось в связи с ее “Грехами аккордеона”, вышедшими в серии “Иностранная литература ХХ+1”.

“Грехи” – объемный труд, целое столетие американской истории, которое автор превращает в столетие личных драм разношерстных эмигрантов. Всех тех, кому довелось иметь отношение к судьбе небольшого, но харизматичного аккордеона, что приплыл из Сицилии на груженном мечтами и бедностью корабле.

Не будучи музыкальным докой, не могу судить о том, насколько грамотно Пру справилась со всеми историко-техническими моментами музыкального узора века, но книга определенно познавательна. Это литературное сооружение обильно начинено деталями трущихся одна о другую культур и подано вполне самодостаточными кусками-новеллами.

Атмосферно “Грехи аккордеона” сродни ста годам известного одиночества. Но “прушные” приключения вокруг зеленого аккордеона отличают слишком реальная историческая “метеорология”, с милым педантизмом вкрапленная в текст. Стихия истории волнами накатывает на многочисленных персонажей и обильно их украшает – шрамами преимущественно.

Результат закономерно блестящ. Завораживающие красоты, простая жуть, откровенные зверства и прочие феномены кипучего XX века прописаны с мистическим натурализмом. Книга non-stop поддерживает ощущение зыбкости человеческой жизни в жестокой, но плодородной l’Amerika. Дыхание смерти и биение надежды переполняет страницы, и... проливается музыка. Триумфом над лихорадками незрелой нации.

Так что: “кусай меня, паук”. В ядовитом бреду пожилой мексиканец-аккордеонист аккомпанирует своей глупой смерти пустыми руками. Кусай меня, и я еще смогу сыграть о нас так, как еще никогда, и никогда больше...

Николай Ульянов

P.S. Энни Пру – автор повести “Горбатая гора”, по которой Энг Ли (Ang Lee) снял одноименный скандальный фильм

Официальный сайт Энни Пру (на английском)

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація