Эрве Базен “Супружеская жизнь” (Le Matrimoine)

Один из лучших комплиментов для любой книги – торжественное признание ее “учебником жизни”. Справедливости ради следует признать, что не вся печатная продукция, перекрещенная из художественной

18 липня 2006, 15:42

Один из лучших комплиментов для любой книги – торжественное признание ее “учебником жизни”. Справедливости ради следует признать, что не вся печатная продукция, перекрещенная из художественной литературы в учебную, такового заслуживает (не к ночи будь помянут Чернышевский со своим вечным вопросом “Что делать?”). Но по отношению к нашему сегодняшнему герою, французу Эрве Базену (Herve Bazin), это справедливо в полной мере. И это не дань его многочисленным премиям и президентству в Гонкуровской академии.

Не устаю восклицать: “Ох уж эти французы!” Из чего угодно сделают научный трактат или энциклопедию, да таким легким и изящным языком изложат, что не стыдно ни на видное место книжного шкафа поставить, ни “юноше, обдумывающему житье” подарить, ни самому по пятому разу перечитать. Что только не попадало под лупу французских естествоиспытателей от литературы: дружба, мода, “горе от ума”, будущее человечества, жизнь после смерти… А “Супружеская жизнь”, как и положено несколько старомодному роману признанного классика, заявляет о своей энциклопедической сущности уже названием – подобно знаменитому трактату Стендаля (Stendahl) “О любви”.

“Супружеская жизнь” – это энциклопедия брака глазами его сильной половины, дотошно прослеженная от свадьбы до… впрочем, финала не предвидится, коль скоро супруги живы и не разводятся. Вот авторская декларация о намерениях: “Начало и конец любви – вот что заманчиво для рассказчика; середина якобы никого не интересует. А где же, спрашивается, сама супружеская жизнь, тот самый брак, в котором живут почти все люди и который они не разрывают, такой долгий, будничный, тягостный; постель не является в нём единственным алтарем, есть еще и кухонный стол, и письменный стол, и автомобиль, и швейная машина, и стиральная машина”.

Абель Бретодо женится на Мариэтт не по безумной страсти – у него были женщины и получше. Скорее это можно назвать приятным браком по расчету. “Мы живем в эру фанерованной мебели. Часто слышишь, как говорят: «Такие-то удачно выдали свою дочь», и скромное наречие «удачно» предполагает, что все выгоды были учтены”. Для захудалого аристократического рода Бретодо женитьба на девушке из богатого буржуазного семейства Гимаршей – отличная партия, и не говорите, что такие браки остались в XIX веке!

А далее – всё по пунктам, подобно параграфам учебника. Год после свадьбы: первые ссоры, познание спутников жизни не с лучших сторон. Три года после свадьбы: первый ребенок и связанные с ним трудности. Пять лет: осознание быстротекущего времени после встречи с бывшей любовницей – ныне растолстевшей и растерявшей всё очарование мамашей большого семейства. Семь лет: детей становится угрожающе много (до эры контрацептивов и планирования семьи осталось совсем чуть), супруга дурнеет, у отца семейства появляется жажда одиночества. Десять лет: мимолетный роман с юной красавицей возвращает Абелю желание жить, но – от семьи никуда не деться…

И венчает историю обыкновенной семьи элегически-грустный финал: “Нам часто будет скучно. Мы будем ссориться. Но будут у нас и мгновения – не назовем их возвышенными (не надо употреблять выспренних слов) – но всё же значительные. Я хочу сказать – полные глубокого значения, такие вот, как сейчас. Будет у нас и близость, будет и отчуждение, и снова близость (нет ничего навеки постоянного)”. Такова проза жизни, она же – ее поэзия.

Училась супружеской жизни Светлана Евсюкова

Скачать “Супружескую жизнь” можно здесь.

Русскоязычный сайт об Эрве Базене

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі (1)

символів 999

Loading...

інформація