Мода на культуру и искусство Африки

Европейцы тянутся к африканскому искусствуСтойкий интерес европейцев к искусству Африки сложно объяснить исключительно тягой к экзотике. Первые контакты между Европой и Африкой датируются романской

8 серпня 2006, 11:57

Европейцы тянутся к африканскому искусству

Стойкий интерес европейцев к искусству Африки сложно объяснить исключительно тягой к экзотике. Первые контакты между Европой и Африкой датируются романской эпохой. Торговые связи, порожденные спросом на экзотических животных, слоновую кость и рабов, сделали Африку таинственным континентом, полным мифических богатств.

Первое письменное упоминание художественного предмета из Африки в западной коллекции датируется 1580-и годами, когда герцог Бургундский Карл Смелый приобрел “Идола” – статую-фетиш – у португальского купца. В эту эпоху путешественники из Португалии завязали контакты с империей Конго – землей, известной сегодня как северная Ангола.

Они не только привозили в Европу статуи и другие “диковинки”, но и поощряли изготовление предметов из слоновой кости на месте. Этот стиль получил название “афро-португальского” – из-за синтеза африканских традиций и европейского дизайна. Однако в последующие столетия обмены между континентами были немногочисленны и связаны исключительно с торговлей рабами.

Просвещенные европейцы ввели “африканское” в моду

Любопытно, что век Просвещения, который осознал существование полинезийских цивилизаций, кажется, полностью проигнорировал наличие сложной цивилизации в Африке. Таким образом, до наступления колониального периода во второй половине XIX века крайне мало местных предметов было собрано и привезено в Европу.

Во Франции первые попытки создания этнографических коллекций привели к открытию в Париже Этнографического музея научных комиссий в 1878 г. Вслед за рождением этого музея в 1882 г. был торжественно открыт другой – Музей этнографии во дворце Трокадеро. Коллекции созданного во второй половине XX века Музея искусства Африки и Океании от Золотых Ворот (Musee des Arts d’Afrique et d’Oceanie de la Porte Doree) слились с собранием дворца Трокадеро (Musee d’Homme), дав начало новому – Музею первобытных искусств (Musee des Arts premiers).

В Германию большое число африканских памятников, привезенных из научных экспедиций в Африку, начиная с 1886 г., было представлено в экспозиции Музея этнографии (Volkerkunde Museum) в Берлине. Великие коллекционеры, такие как фон Лушан, обогатили качественно и количественно сохраненные собрания, путем приобретения, среди прочего, предметов искусства Бенина. Англичане, благодаря своему присутствию в Африке, также показали себя заядлыми коллекционерами.

Африканские памятники упоминаются уже в коллекции сэра Ханса Слоэна, которая стала основой при создании Британского Музея. На протяжении XIX века коллекция пополнялась новыми экспонатами африканского происхождения. Пути пополнения экспозиции были различны, но в первую очередь – это научные экспедиции (такие, например, как экспедиция в Нигер в 1843 г.) и подарки чиновников колониальной администации, например, Т. Е. Боудвича в 1919 г., сэра Бэттла Фрера в Южной Африке в 1870-х годах, или же сэра Джона Кёрка в Восточной Африке десятью годами позже.

С прибытием богатой добычи после карательной экспедиции в Бенин в 1897 г. и находок научных миссий коллекции Британского Музея выросли настолько, что в 1970 г. выделились в отдельный музей – Музей человечества (Museum of Mankind). Конец этого столетия должен ознаменоваться возвращением этих коллекций в Британский Музей. В Америке создание публичных и частных коллекций африканского искусства, например, коллекции, основанной Барне, датируется первой половиной XX века.

Африканский примитивизм заинтересовал даже самых невежественных европейцев

В начале XX века художники, такие как Брак, Дёрэн, Пикассо, Матисс и Фламинк, отметили художественную ценность предметов африканского искусства. В 1911 г. Поль Гийом открыл первую в Париже галерею, посвященную искусству Африки. Влияние его вкуса заметно прослеживается в приобретениях многих крупных коллекционеров, например, Жоржа де Мире. Его эстетический анализ памятников африканского искусства не утратил своего значения и по сегодняшний день: например, он первый настоял на преобладающем значении скульптуры фанг в общем объеме африканского искусства, на важной роли патины и проследил взаимосвязь между маской или статуей и их “прототипом”.

После окончания Первой мировой войны, в которой принимали участие отряды колониальных войск африканского происхождения, привычно презрительная манера европейцев начала меняться на всё более растущее любопытство и интерес к так называемым “примитивным” культурам.

Интерес к африканскому наследию развивался с такой скоростью, что уже в интервале между двумя мировыми войнами первые международные экспозиции в Нью-Йорке, Антверпене и Париже привлекли внимание к художественным достоинствам этих памятников. В этот период становится модным коллекционировать предметы африканского искусства, а это позволило им выйти за пределы круга, которым они изначально ограничивались, и завоевать большую известность среди культурной и социальной элиты западного мира.

Африканское искусство поштучно

До 1980-х гг. были довольно редки экспозиции, которые концентрировались бы только на одной категории предметов или же вокруг художественного производства одного племени. Их назначение было энциклопедическим, поскольку они объединяли памятники, происходящие из самых разных областей. Лишь недавно частные институты, наподобие музея Даппе (Musee Dapper) в Париже, начали открывать экспозиции, посвященные отдельному племени – фанг или догон, или же какой-то определенной теме, например, нательным орнаментам.

Коллекционеры Западной Европы и Северной Америки ссылаются на искусство Африки в связи с такими художественными направлениями, как кубизм и абстракционизм. И действительно, оно позволило европейским и американским художникам освободиться от стереотипов, связанных с традиционным взглядом на композицию и колористику полотен.

Что такое памятник африканского искусства

Прежде чем говорить об африканском искусстве, его специфике и основных видах, необходимо договориться о содержании самого понятия “памятник африканского искусства”. Понимаемый буквально, этот термин должен был бы объединить все предметы, созданные африканскими мастерами. Тем не менее, собиратели и коллекционеры Запада предпочитают более узкое определение, с учетом исторического аспекта: предмет можно рассматривать как подлинный памятник африканского искусства только в том случае, если он выполнен мастером-африканцем и использовался в племенных ритуалах. Такая концепция исключает большинство поздних примеров африканского искусства, включая предметы, созданные для рынка туризма, а также современные произведения, созданные в Зимбабве и Кении.

Памятник африканского искусства – это не только и не сколько эстетический объект, сколько предмет, обладающий религиозной, социальной или магической функцией. Как правило, в процессе создания каждого из подобных артефактов были задействованы нескольких людей: вождь, колдун деревни и непосредственно резчик. Африканская идея “красоты” любого материального объекта тесно связывается с его утилитарной функцией.

Действенные памятники Африки

Предмет искусства должен быть действенным, т.е. быть в состоянии вылечить, проклясть, научить или защитить отдельного человека или сообщество. Именно из-за столь тесной близости эстетического и культурологического аспектов коллекционирование предметов африканского искусства невозможно без знания их назначения и истории создания. Будучи вырваны из своего оригинального контекста, эти предметы утрачивают функциональность и начинают восприниматься как покинутые раковины, сохраняемые исключительно ради их этнографического и эстетического аспекта.

С того момента, когда в 1920-х гг. сформировался рынок африканского искусства, предметы высокого качества стали встречаться всё реже. Первым источником массовых поступлений стали люди, возвращающиеся в Европу после долгих лет пребывания в колониальной Африке. В 1912 г. Поль Гийом поместил в прессе рекламу с целью приобретения памятников искусства у этих бывших военных или чиновников.

Между 1950–1970 гг., когда стало очевидно, что данный источник иссяк, новое поколение торговцев устремилось в Западную Африку за масками и статуями. К началу 1980-х гг. усиление законодательства по защите культурного достояния, а также оскудение Западной Африки вынудило торговцев обратить свои взгляды к новым территориям, таким как Танзания и Зимбабве. Статуэтки из обожженной земли, происходящие из Нигерии и долины Нигера, по сей день пополняют рынок предметов африканского искусства.

Часто это нелегально вывезенные предметы, в связи с чем возникают сложные вопросы о защите культурного наследия африканских областей. Например, серьезные разногласия возникли по поводу погребальных скульптур с Мадагаскара и статуй из обожженной земли из зоны Западной Африки.

Из-за грабежей и тайных раскопок утеряна большая часть ценной научной информации об этих предметах. Международное сообщество справедливо осудило подобную практику. Тем не менее, нельзя забывать, что именно с их появлением на художественном рынке археологические находки из Африки привлекли внимание Запада к богатству и красоте традиций африканского искусства.

По материалам Сайта фонда “Земля далекая и близкая”

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!

Читай також


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація