Рубцы и шрамы для красоты темнокожих

На темной коже рисунок татуировки незаметен, поэтому у темнокожих народов татуировка выражена (заменена) нанесением рубцов и шрамов. Так, в своих заметках Н. Н. Миклухо-Маклай писал, что мужчины

8 серпня 2006, 15:04

На темной коже рисунок татуировки незаметен, поэтому у темнокожих народов татуировка выражена (заменена) нанесением рубцов и шрамов. Так, в своих заметках Н. Н. Миклухо-Маклай писал, что мужчины делают на груди и на руках рубцы в виде линий. Для получения такого рубца туземец ложится на спину или на живот, а другой человек зажигает маленький кусочек сухой коры и кладет его раскаленным (но не горящим) на кожу, пока кора не превратится в золу.

Мотивы нанесения шрамов и рубцов аналогичны татуированию. Например, у некоторых африканских народов длинный рубец на бедре у мужчины может означать, что он проявил храбрость в битве.

Члены африканского рода в Убанги – банда – украшают грудь, спину и руки симметричными линиями-рубцами (шрамование), так же поступают Пангве (тщательно вырисовывают узор сажей и затем прорезают его ножом, после чего раны натирают жженой смолой). Однако они считают неприличным украшать рубцеванием бедра.

Отдельные представители народов Судана наделяют магическими символами своего племени маленьких детей. В резаные раны на щеках втирают смесь из селитры, золы и трав. Через несколько дней раны распухают, а затем на их месте образуются широкие рубцы.

Видимо, здесь имеют место мотивы красоты, эстетики и религиозных установлений. Аналогичное значение имеют следы шрамования, расположенные вдоль позвоночного столба, а также шрамы в виде двух шестирядных дуг, размещенных на груди вокруг соска, и четырех параллельных точечных полос в нижней части грудной клетки.

Такую татуировку наносят нилоты, негры экваториальной Африки. Женщины и дети этого континента также подвергаются разным формам шрамования, имеющего важное культово-социальное и эстетическое содержание.

Нередко это обрядово-гражданское, бытовое искусство (культура) может проявляться в дополнительной раскраске лица и тела, что также нашло широкое распространение у различных народов мира. При этом, кроме двух способов татуирования, в зависимости от цвета кожи и временной раскраски лица и тела (как правило, в день торжеств и родоплеменных церемоний), украшают тела различными предметами и амулетами, а также специальной лицевой и нательной косметикой.

У небольшого по численности народа айны (около 20 тыс. человек), живущего на севере японского острова Хоккайдо, до сих пор сохранился обычай татуироваться. На лицах айнских женщин можно увидеть широкую татуированную кайму вокруг рта, что-то вроде нарисованных усов. Руки и лоб айнские женщины чаще всего татуируют после замужества.

Однако это не единственная народность, у которой татуировка как обычай продолжает сохраняться. Как обычай сохранилась она и у нас в стране среди старшего поколения коренных жителей Сахалина, Дальнего Востока, Севера, Урала и Центральной Сибири, особенно у чукчей и эскимосов.

В жизни многих суданских племен обычай наносить татуировку и сегодня имеет большое значение. В племени наманг, например, каждому, начиная с младенческого возраста, один раз в четыре года наносят на животе длинные замысловатые штрихи. По их числу в дальнейшем молено определить возраст человека и его социальное положение. Одновременно эти “заметки” содержат информацию о месте рождения, семейном положении и сообщают, каким промыслом занимается их обладатель.

В Эфиопии до свержения монархического режима в 1974 г. ростовщики, превращая свободных крестьян в бесправных рабов, татуировали их, закрепляя тем самым свое господство. В частности, вокруг шеи наносили тонкие линии, которыми с давних времен в этой стране отмечали продаваемых женщин.

В современной Индии у большинства племен севера страны обряд татуирования сохраняется и поныне. Здесь основное назначение татуировки – украшение души, отправляющейся в “мир иной”.

Так, у племени кольта индийского штата Уттар-Прадеш татуировка наносится на грудь, плечи, ноги, лоб и виски. В числе изображений в разных вариантах представлен бог Хануман – обезьяний царь, союзник бога Рамы из древнеиндийского эпоса “Рамаяна”, богиня Девм, цветы, силуэты рыб, зверей, полумесяц со звездочкой и др.

Мы не исключаем, что такой сакральный обычай татуирования, в том числе тела умершего (убитого), был и у славянских племен, а затем перешел в христианский ритуал длительного сохранения тела неизвестного для его опознания и захоронения с именем. Установлено, что одним из древнейших обычаев первобытного родового сообщества было погребение сородичей. Этому способствовала уверенность в загробной жизни своих предков (культ предков).

Ритуалы погребения были разнообразными, у каждого народа имелись свои особенные черты: зарывание в землю, кремация, “воздушные” погребения (например, в некоторых племенах Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании покойников оставляли на специальных помостах или на деревьях), эндоканнибализм (поедание умерших), ношение трупа с собой. На определенном этапе в культуру погребения вошло, вместе с помещением в склеп (могилу) вещей и сакральных символов умерших, татуирование и раскрашивание мертвого тела. С развитием древних цивилизаций в племенах стали бальзамировать тела умерших, наносить (вместе с татуировкой) символы социального положения, власти. На лицо накладывали специальную маску, в том числе портретную (вспомним золотой саркофаг фараона Тутанхамона с маской, донесшей до нас черты внешности молодого правителя).

Этнограф Л. В. Шапошникова описывает татуирование (шрамование) молодой женщины по имени Недиям из индийского племени тода, живущего в труднодоступных горах Нилгири (такой обряд можно наблюдать у некоторых отсталых народов и в наши дни, он почти не изменился с эпохи матриархата. Именно на этой стадии замерло развитие племени тода).

“Старая женщина, – пишет Шапошникова, – принесла несколько фитилей, сделанных из тряпок, и положила их на листья. Началась церемония прижигания. Недиям поднесла фитили к огню, а потом касалась ими кисти руки. От прикосновения к руке фитили дымились, на коже образовывались черные точки-ожоги. По две точки на каждой кисти... Однако лицо Недиям оставалось бесстрастным и сосредоточенным. Она продолжала эту процедуру до тех пор, пока не кончились все фитили”. “Амма, – спросила я старуху, сидевшую рядом, – зачем Недиям прижигает руку?” – “Разве не ясно? Недиям готовится стать матерью. Следы огня на ее руках скажут об этом всем”. Ожоги на руке Недиям – знак охраны материнства в древней культуре матриархата. В другом племени Индии татуировке подвергаются как тыльная, так и ладонная поверхности рук, в результате создается впечатление, что женщина в кружевных перчатках.

Назначение татуирования за тысячелетия своего существования прошло три стадии. Первоначально татуировка наносилась для опознания своих людей, захваченных в плен или рабство соседними племенами. Вторая стадия – наделение татуировки магической силой, значением военной мощи и личной значимости. И, наконец, нынешняя стадия: древняя символика постепенно забывается, татуировка всё больше обретает декоративные функции.

Источник: Tatoo Studio Angel

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!

Читай також


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація