Боги, наверное, сошли с ума

The Gods Must Be Crazy. США, Ботсвана, ЮАР, 1980 г.Режиссер, сценарист, продюсирование: Джейми Юас.В ролях: Мариус Вейерс, Сандра Принсолу, Никсау, Лу Верви.В незатронутой техническим прогрессом

11 серпня 2006, 13:28

The Gods Must Be Crazy. США, Ботсвана, ЮАР, 1980 г.

Режиссер, сценарист, продюсирование: Джейми Юас.

В ролях: Мариус Вейерс, Сандра Принсолу, Никсау, Лу Верви.

В незатронутой техническим прогрессом частью Африки тихо-мирно живёт большая семья бушменов. Однажды, пролетая над просторами Калахари, изнывающий от жары пилот выпил бутылочку кока-колы и выбросил опустошённую тару за окошко. Падая, бутылка попадает прямо по спине бушменскому охотнику Хи (в оригинале – Ксиксо), который, заинтересованный столь необычной вещью, приносит её домой. Невозможно даже предположить, как она изменит быт и поведение людей, ничего подобного ранее не знавших! Решив избавиться от “злой вещи”, Хи отправляется к краю Земли. В то же время по Африке движется группа террористов с колонной заложников и парочка: трогательный неудачливый учёный и миловидная журналистка.

Фильм “Боги, наверное, сошли с ума” снял южноафриканский режиссер Джейми Юас, который здесь выступил сразу в пяти ипостасях: режиссер, продюсер, автор сценария, монтажер и актер. Картину финансировали из правительственных южноафриканских фондов, однако производителем числится Ботсванская киностудия, потому что в противном случае фильм невозможно было бы показать в других странах из-за протестов противников апартеида и из-за режима эмбарго по отношению к ЮАР (в Тринидад и Тобаго картину по этой причине и запретили – к счастью, только там).

Сам фильм к режиму апартеида не имеет ни малейшего отношения. Это очень просто снятая и на первый взгляд достаточно непритязательная комедия, которая и в моем личном списке находится на первых местах среди самых лучших комедий мира, и в списках массы других зрителей также занимает весьма высокое место. Почему? Да потому что это что-то уникальное. Незамысловатая история о маленьком бушмене, до сих пор никогда раньше не встречавшемся с цивилизацией, незадачливом биологе, журналистке, сбежавшей из шумного города, и повстанце Сэме Боха – но всё это снято с таким изумительным юмором, такой мягкой иронией и настолько стильно, что фильм вполне можно назвать самым настоящим шедевром.

Фокус в том, что здесь почти нет так называемых гэгов. Это, с одной стороны, комедия положений, но, с другой стороны, эпизоды со всякими трудностями, испытываемыми биологом Эндрю, выглядят настолько естественными и ненадуманными, что практически ни в одной другой комедии я не видел ничего подобного. Неподражаемые “Ай-яй-яй-яй-яй” Стейна и фразу “Я не хочу об этом говорить” вы запомните навсегда.

В общем, это яркий пример того, как из немудреного сюжета и простенького сценария можно сделать фактически шедевр, великолепную комедию – невероятно смешную, забавную, ироничную и какую-то очень светлую. В Соединенных Штатах картина произвела фурор и собрала более пятидесяти миллионов – это огромная редкость для иностранных фильмов, да еще и таких простеньких и недорогих.

Что удивительно, второй фильм получился ничуть не хуже первого, а, может быть, даже и лучше. Правда, он уже более гэговый, и юмор там попроще, но свой замечательный и вполне оригинальный стиль режиссер, к счастью, сохранил, поэтому я никогда в жизни так не хохотал, когда смотрел эту картину. Это тоже самый настоящий шедевр, который должен быть в коллекции любого киномана.

“Гвоздь программы” фильма, вне всякого сомнения, – бушмен Хи. Да, играющий его актёр действительно является полноценным представителем этого невероятно экзотического народа! Бушмены столь непохожи на нас с вами, что антропологи до сих пор не уверены – мы произошли от одних и тех же обезьян или всё же от разных. В частности, это единственная раса, все слова произносящая на вдохе. Ввиду этого их язык наполнен необычными отрывистыми, щёлкающими звуками, и лингвисты склонны называть его “птичим языком”. Имя бушменского актёра, сыгравшего Хи, в более привычном для нас варианте записывается как Никсау, хотя в оригинале произносится как “Г’Ксау”(естественно, на вдохе).

В поисках подходящего актёра Джейми Юас около трёх месяцев колесил по африканской саванне – и один Бог знает, как ему удалось наладить столь эффективный контакт с диким по нашим меркам человеком. За “Кажется, боги сошли с ума” Никсау получил 200 долларов, что, конечно, было вопиющей несправедливостью. Впрочем, когда за роль в сиквеле ему заплатили 600 тысяч, он не заметил разницы. Все деньги он практически моментально пустил на ветер в Америке, ибо совершенно не осознавал их стоимости, и вернулся в родную деревню, где и занимался далее традиционными ремёслами – земледелием и охотой. Умер Никсау три года назад в возрасте 59 лет, когда во время охоты его скрутил приступ лихорадки.

Андрей Годар, по материалам www.exler.ru

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація