Правила виноделов

The Cider House Rules. США, 1999 г.Режисcер: Ласс Хальстрем.Сценарий: Джон Ирвинг.Актеры: Тоби Магвайр, Шарлиз Терон, Делрой Линдо, Пол Рудд, Майкл Кейн.На наших русскоязычных киношных коммерческих

8 серпня 2006, 18:34

The Cider House Rules. США, 1999 г.

Режисcер: Ласс Хальстрем.

Сценарий: Джон Ирвинг.

Актеры: Тоби Магвайр, Шарлиз Терон, Делрой Линдо, Пол Рудд, Майкл Кейн.

На наших русскоязычных киношных коммерческих сайтах работают большие фантазеры. Или, вернее сказать – затейники. Они легко выдают желаемое за действительное, если это кому-нибудь нужно. Для того, чтобы раздуть фильму грудь, они не жалеют ни красок, ни слов. Они пишут: “Для любителей слезливых мелодрам и большого голливудского стиля”. Это про “Правила виноделов” сказано. Более неверного и нечувствительного определения я давно не встречал. Если пользоваться настолько отвлеченными критериями, можно и “Зеленую милю” в “слезливые мелодрамы” записать. А как же? Там есть всё необходимое: большой громадный негр и маленький мышонок. И между ними любовь. Чем не слезливая мелодрама? В “Правилах виноделов” привязка прочнее. Тут действительно есть любовь. И она занимает достаточно места. Но она – лишь часть жизни, ради демонстрации которой всё это и было снято. И потому я бы вообще не рискнул определять жанр фильма Хальстрема. Если, конечно, не считать жанром “классное кино”.

Ну, а насчет голливудского стиля вообще нечего комментировать. Тут опять – суждение по внешним признакам. Хальстрем работал в Штатах, снял картину по произведению американского автора Джона Ирвинга, да еще про американцев. Но Хальстрем – один из тех немногих режиссеров, который умудряется сохранять европейскую сущность даже в стопроцентно голливудском окружении.

История, придуманная Джоном Ирвингом, такова. На территории штата Мэн, в стороне от великих дел и больших дорог, существует приют для детей-сирот. Бог и повелитель этого заведения – доктор Ларч, седовласый импозантный джентльмен, нюхающий перед сном эфир. Среди воспитанников приюта – Гомер Уэллс, парнишка лет восемнадцати. Доктор Ларч относится к нему, как к родному сыну, и даже лучше, поскольку родным сыновьям не всегда всё прощают. Гомер какое-то время работал с доктором бок о бок и со временем стал довольно неплохим специалистом в некоторых областях медицины (например, в гинекологии). Доктора это более чем устраивает: он надеется, что паренек со временем сможет взять руководство приютом в свои крепкие руки. Но у Гомера другие планы. Он хочет вырваться за пределы заведения, которое ему порядком опостылело. Он хочет повидать мир. И вскоре подворачивается удобный случай. Доктор Ларч делает в своем заведении аборты страждущим женщинам. Это его теневое занятие. Однажды к нему с целью избавиться от плода греха приезжает со своим молодцом девица по имени Кэнди. Аборт прошел успешно, Кэнди с любовником готовятся отбыть, и Гомер решает попросить их взять его с собой.

Дальше будет та самая жизнь, которая манила Гомера. Он попадет в яблочный сад. В этом нет ничего мифологического или метафорического. Просто паренек окажется на ферме, где выращивают и собирают яблоки. И это покажется ему воплощением его мечты. Кроме того, он увидит океан, который никогда прежде не увидит. И у него будет любовь, что тоже для него – сродни путешествию в неизведанную страну. А доктор Ларч всё это время будет ждать и надеяться, что Гомер одумается и вернется в родные пенаты.

Гомера играет Тоби Магуайр. Пресновато играет. Вот в “Погоне с дьяволом” у него получилась гораздо более фундаментальная работа. Пожалуй, пока что – единственная безупречная в его карьере. Впрочем, не стоит придираться. Роль-то ему досталась тоже пресноватая – Гомера убедили, что у него врожденный порок сердца, что ему нельзя волноваться, и потому он постоянно бродит с одним и тем же выражением лица и с улыбкой дауна. Бог с ним, с Магуайром. Зато здесь есть Майкл Кейн, который за своего неповторимого афериста доктора Ларча совершенно заслуженно получил “Оскара”. И есть роскошная обнаженная Чарлиз Терон. Кстати, пользуясь случаем, прошу не материться тех, кто привык называть ее Шарлиз. Она сама не знает, как ее надо правильно называть.

Хальстрем снимает не весело. Ждать от него захватывающего действия так же глупо, как надеяться, что собака начнет летать. Временами это достает, и довольно чувствительно. Хочется, чтобы случилось хоть что-то фатальное. Хочется крикнуть во весь голос: “Скучно мне!” И вот фатальное происходит, как будто режиссер прочел твои мысли. Правда, совсем не так происходит, как это принято. Никто ни в кого не стреляет, никаких взрывающихся вертолетов, и даже никакой загадочный старичок случайно за полчаса до смерти персонажа на кухню не заглядывает и над кофейной чашкой будущего покойника не колдует. Всё происходит вполне буднично и банально. Но так ведь и в жизни бывает. Вы много видели взрывающихся вертолетов и загадочных старичков? Жизнь сама по себе не часто радует нас эффектными шоу. Тут нужна опытная рука продюсера и режиссера. А жизнь неподвластна продюсерам, несмотря на их кажущееся всемогущество. Ну, а режиссер... Единственное, что может сделать с жизнью режиссер – это отразить ее во всей полноте. Удается это далеко не всем. Большинству легче как раз снимать взрывающиеся вертолеты и Жан-Клода Ван Дамма. А вот Лассе Хальстрем жизнь понимает и снимать умеет.

По материалам Рецензии Джона Сильвера

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація