Бабье лето – три встречи осени

“Бабье лето” – это когда по воздуху носятся белые нити. Происхождение этих нитей долгое время не было известно. Прежде полагали, что это паутина очень маленьких пауков, которые, носясь по ветру,

5 вересня 2006, 14:20

“Бабье лето” – это когда по воздуху носятся белые нити. Происхождение этих нитей долгое время не было известно. Прежде полагали, что это паутина очень маленьких пауков, которые, носясь по ветру, выпускают паутинку до тех пор, пока не прикрепятся к какому-нибудь месту. Это пора ласкового солнца, грибов и ягод.

28 августа начинается молодое бабье лето, которое продлится до 11 сентября. По народному календарю в этот день заканчивается жатва.

Русская православная церковь отмечает в этот день праздник Успения Пресвятой Богородицы. Название праздника – Успение – происходит от слова “уснуть”. По преданию, Дева Мария после своей видимой телесной кончины, избежав тления, вознеслась на небо.

Согласно народным верованиям, в этот день кончается лето и начинается осень. “Успение провожай, осень встречай”, – говорили наши предки. Издревле на Успение освящали зерно нового урожая и устраивали пиры.

Если молодое бабье лето теплое – жди ненастья на старое. Много паутины в бабье лето – к ясной и холодной зиме.

Начало старого бабьего лета приходится на 14 сентября (1 по старому стилю). Во многом знаменателен этот день. В допетровской Руси с него начинался новый год. Оттого-то народный календарь приурочивал к этой дате завершение многих полевых работ, последний посев ржи. В церковной традиции и народном календаре этот день известен как Семен Летопроводец, от поминовения православной церковью Симеона Столпника, всемирно известного христианского аскета, мудрого духовного наставника и подвижника (356–459 гг.), по преданию проведшего в молитвенном стоянии на столбе более 40 лет. С этого дня, первой встречи осени, начинается “старое” бабье лето.

Пословицы емко выражают самую суть этой поры: “Семен-день лето провожает, осень встречает”, “Кто о бабьем лете жать-косить пойдет, того не то что мужики, а и бабы засмеют”, “Бабий праздник и бабьи работы”. А работ этих разных по крестьянскому хозяйству на женскую долю выпадало много: лук собирать, огурцы солить, мять и трепать пеньку, стлать лен. Пришла пора и домашней женской работы при огне-лучине, реже свече, брались бабы за веретена, пряли да ткали кросна (узкий холст) да вечеряли – собирались по домам. Начинались с этого времени бабьи супрядки, посиделки да беседы.

В старину на Семен-день во многих местностях старой Руси было в обычае перебираться в новые дома и справлять новоселье. Варилась брага, пеклись пироги. На пирушку хозяевами нового дома зазывались тесть с тещей, сваты, дядья и кумовья. При этом совершался завещанный предками-пращурами обряд: перейти в новое жилье не решался ни один крестьянин, не пригласив на новоселье старого хозяина: дедушку Домового. В покидаемой избе в последний раз топилась печь. Старая бабка, остававшаяся на прежнем пепелище одна, выгребала из печки все угли в печурку, затем собирала в припасенный заранее горшок все непогасшие угли, накрывала посудину скатертью и, обращаясь к заднему углу избы, говорила: “Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье”. Шла затем бабка на новый двор, где у распахнутых настежь ворот ее ожидали хозяева с хлебом-солью. Постучавшись в ворота, старуха спрашивала: “Рады ли хозяева гостям?” – “Милости просим, дедушка Домовой, к нам на новое место”, – с поклонами отвечали ей ожидающие. Старуха шла в новую избу в сопровождении несущих хлеб-соль хозяев, угли из горшка высыпала в печурку новой печи, а скатертью трясла по всем углам. Горшок, в который переселился “Домовой”, разбивался и зарывался под передний угол новой избы. Только после этого, по мнению суеверных крестьян, можно было начинать жить в новом доме.

С Семена-дня в деревнях, кроме обыкновенных бабьих посиделок да новоселий, устраивались братчины и ссыпчины – крестьянские складчины, когда “всем миром” за селом близ воды в огромных чанах варили пиво из общих собранных припасов ячменя, солода да меда, стряпали кушанья да устраивали богатые игрища и хороводы.

21 сентября – Осенины, вторая встреча осени, приходящаяся на церковный праздник Рождества Богородицы, известный в народе как Малая Пречистая, а также пасекин день, когда на зиму убирали пчел, и день луковой слезинки (по сбору последнего лука). Осенины встречали у воды. В этот день рано утром женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встречать “Матушку-Осенину” с овсяным хлебом. Обычно старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни. После этого хлеб разламывали по кусочкам по числу народа и кормили им домашний скот.

Осенины традиционно считались и концом короткого “старого” бабьего лета, хотя в некоторых местностях оно продолжается до самого праздника Воздвиженья Креста Господня – третьей встречи осени, которая приходится на 27 сентября. К этому дню бабье лето покрасовалось-порадовалось напоследок, побаловало народ теплом да солнышком и отошло. Деревенский опыт посмеивался над уходящим бабьим летом, приговаривая: “Как ни хвались, баба, бабьим летом, а всё идет Осенина-Матушка: на дворе сентябрь, в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина”. На Воздвиженье – последние крестьянские огородные труды: дергали репу, обрывали ботву и корень. Но больше известен этот день традиционной уборкой капусты – “На Воздвиженье первая барыня – капуста”; и тянулись с полей возы с тугими кочанами, любимым народным овощем. Рубка капусты и заготовка ее на зиму – одна из самых важных работ деревенских баб.

Так оно и пролетало, в трудах да заботах, да в радостях праздничного веселья крестьянского – короткое бабье лето.

По материалам www.newsinfo.ru, www.gazeta.sgu.ru.

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!

Читай також


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація