Сергей Довлатов “Речь без повода… или колонки редактора”

“Мне скучно без Довлатова”, – написал Евгений Рейн и закрыл тему. Действительно, и скучно, и грустно, да, пожалуй что, и некому руку подать. Наверное, найдутся люди, Довлатова не любившие – по разным

12 вересня 2006, 15:54

“Мне скучно без Довлатова”, – написал Евгений Рейн и закрыл тему. Действительно, и скучно, и грустно, да, пожалуй что, и некому руку подать. Наверное, найдутся люди, Довлатова не любившие – по разным причинам. Но чем дальше, тем яснее становится, что Довлатов был не только писателем, редактором, журналистом, но и абсолютно культовой фигурой времени. (Кстати, совсем недавно Сергею Донатовичу исполнилось бы 65 лет.E-motion)

Чем ценна данная книга? Ведь практически всё довлатовское литературное наследие уже издано, прочитано и стало источником бесконечных цитат, сравниться с которым может разве что “Москва–Петушки”. Но в данном сборнике мы впервые имеем возможность сравнить тексты художественные – “Невидимая газета”, “Сентиментальный марш”, “Писатель в роли Кассандры” – и тексты рабочие, “технические”, опубликованные в разное время газете в “Новый американец”, из которых потом и выросла проза.

Например, эссе о деревенской прозе, в котором иллюстрацией к жизни русской глубинки служит история алкоголика Михал Иваныча, знакомая по книге “Заповедник”. Или зарисовки из жизни русской эмиграции третьей волны в Америке, превратившиеся в “Соло на ундервуде”. Как верно замечает во вступительной статье Петр Вайль, “в повести «Невидимая газета» – история создания «Нового американца». Печальна была бы участь того, кто бы вздумал воспользоваться этой книжкой как документом, – примерно как писать историю МХАТа по булгаковскому «Театральному роману»”. Документы – вот они, в книге “Речь без повода”. И это уже действительно история.

Другая часть книги – воспоминания. Довлатов прославился тем, что рассказывал о своих друзьях, знакомых и родственниках так, что они становились литературными персонажами. Он создавал мифы из разговоров на кухне и семейных сцен. Теперь всё наоборот. Люди рассказывают о нём, и из мифа писатель становится живым человеком. Очень хорошим человеком.

По материалам Книжного обозрения (Дмитрий Малков)

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація