Все болезни видны насквозь

Сцинтиграфия как новейший метод появилась в Киеве в 70-е годы. По тем временам это было круто. Чтобы пройти диагностику на первой гамма-камере, установленной на кафедре радиологии Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца, выстраивались очереди. Сегодня такие аппараты стоят в Институте онкологии, Городской онкологической больнице, Киевском облонкодиспансере, больнице №12 на Подвысоцкого, Институте нейрохирургии, Военном госпитале и Госпитале МВД. И всё равно специалисты считают, что этих аппаратов недостаточно. Для чего же они нужны?

– Сцинтиграфия позволяет увидеть то, что бывает не под силу другим видам исследования – УЗИ, рентгену, КТ, МРТ, – говорит Михаил Ткаченко, завкафедрой радиологии Национального медуниверситета. – Чаще всего этот вид исследования проводят больным с подозрением на рак и онкобольным. Сцинтиграфия позволяет увидеть метастазы, определить их локализацию, это важно, поскольку метастазы сегодня лечатся. Понятно, что ранняя диагностика – вопрос спасения человека. Потому обсуждать вопросы безопасности этого радиологического исследования даже некорректно. Если сравнивать его с рентгенологическим исследованием, то воздействие сцинтиграфии на организм, возможно, даже мягче.

Онкопроцессы – не единственный повод для направления на сцинтиграфию. На гамма-камере можно исследовать также функциональное состояние органов: почек, печени, щитовидной железы, слюнных желез, реже, но смотрят сердце и легкие.

В кристалле возникают сцинтилляции

Пациенту перед обследованием вводят в кровь (обычно внутривенно) фармпрепарат с радиоактивным изотопом технецием, который в этом качестве используется во всём мире.

– Гамма-камера – сложное устройство, – знакомит нас с аппаратом в интервале между исследованиями доцент кафедры Валерий Кундин. – Из детектора через множество отверстий на кристалл натрия йода поступают гамма-кванты. В кристалле под их воздействием возникают вспышки – сцинтилляции. Отсюда и название метода. Активность радиоактивного препарата, который вводится в организм, – щадящая, а дать потом подробную картину состояния органа позволяет высокая чувствительность аппаратуры. В одних случаях исследование проводится в плоскостном режиме, в других – в объемном, в трех взаимно перпендикулярных плоскостях (томографически).

В компьютер врача поступает изображение органа. По нему видно, сколько и в каком месте он накопил радиоактивного вещества. Если ткань здорова – препарат распределяется равномерно, если есть изменения – неравномерно или очагами. Опухолевые клетки, как наиболее активные, накапливают вещества больше.

Как подглядывают за печенью и почками

– Определяя функциональное состояние печени, желчевыводящих путей и сократительную способность желчного пузыря, мы получаем сцинтиграфическое изображение печени, потом – прямо у аппарата – даем пациенту желчегонный завтрак (яичный желток). Желчный пузырь начинает сокращаться и выводить радиоактивное вещество в кишечник. Компьютер всё это фиксирует, – объясняет Валерий Кундин. – Можем определить функциональную активность щитовидной железы – одинаково ли активны обе доли. Или такой пример. На УЗИ определили "подковообразную почку" (как бы сросшуюся – Авт). Только на сцинтиграфии сумели установить, что перешеек между почками отсутствует и это две рядом расположенные почки. Младенец, которого принесли к нам на обследование, родился с одной почкой. Чтобы знать его будущее, нужно было установить, как работает этот единственный его орган, каковы его компенсаторные возможности. Теперь малыш будет проходить сцинтиграфию 1 раз в 2–3 года.

Но исследования проводятся только по назначению врача, – предупреждает завкафедрой Михаил Ткаченко.

 

По материалам www.pk.kiev.ua .

Читай також