Дисморфофобия: воображаемое уродство

Кому-то не даёт покоя нос буратинкой, кому-то – ручки грабельками, кому-то – пузико бочечкой. Но большинство людей об этих неприятностях вспоминает лишь перед зеркалом, а в остальное время они живут себе, как ни в чём не бывало. Но есть и такие, все помыслы которых обращены на свой телесный недостаток. Это и называется дисморфофобия.

Недостатки бывают истинными или мнимыми. Человека может несказанно огорчать крупная бородавка посереди носа, которая и в правду ему красоты не прибавляет. В этом случае речь идёт об истинном недостатке. С мнимыми недостатками сложнее. Так, например, юноше среднего роста может казаться, что он – карлик, а девушку с 46 размером одежды преследовать мысль о начинающемся ожирении. Вдобавок к страданиям от своего «уродства» несчастным приходится сталкиваться с непониманием, а часто и насмешками близких людей.

До 16 и старше

Практически все мы страдали дисморфофобией в переходном возрасте. Это естественно: тело подростка быстро меняется, и нужно какое-то время, чтобы к нему привыкнуть и найти его естественным и красивым. Кроме того, каждый мальчик в мечтах представляет себя чем-то средним между Сильвестром Сталлоне и Брэдом Питтом, а каждая девочка в глубине души уверена, что вырастет такой же красивой, как Анджелина Джоли. А получается – как всегда: «что выросло, то выросло».

Чаще всего подростковая дисморфофобия связана как раз с признаками взросления. Юноши переживают по поводу размера и формы пениса, а также недостатка мышечной массы. Девушки – из-за избыточного веса (причём часто за признак полноты принимают всего лишь появившийся бюст), а также из-за волосяного покрова на теле. При этом и те, и другие переживают из-за прыщей и формы носа.

Подростковая дисморфофобия обычно проходит к выпускному классу. Но иногда она остаётся и приобретает поистине уродливые формы. Человек полностью фокусируется на своём «недостатке», и это становится навязчивой идеей. В результате жизнь превращается в ад: страшно устраиваться на работу, связанную с общением; боязно заводить друзей; о личной жизни даже речи не идёт! При этом человек тратит огромные усилия, массу времени и средств на искоренение своей «проблемы».

Известен случай про молодого человека, который считал себя лысеющим (судя по фотографиям, на самом деле, он был весьма и весьма волосат). Эта идефикс так занимала его, что он не мог никуда вовремя приехать, поскольку постоянно выходил из метро, чтобы найти большое зеркало и проверить, насколько облысел.

Бес сомнения

Причины возникновения дисморфофобии можно разделить на две большие группы.

Первая – это психологические травмы. Например, муж при разводе заявил жене: «Я от тебя ухожу, потому что ты – жирная корова». И женщина, в действительности даже не страдающая избыточным весом, начинает переживать по этому поводу. У неё развивается дисморфофобия, которая может закончиться булимией. Другой пример: кто-то однажды неудачно пошутил на тему формы носа молодого человека, это наложилось на какой-нибудь стресс, и в результате – имеем комплекс Сирано де Бержерака во всей красе.

Травмирующим фактором может быть даже просмотр телевизора. Сейчас появилось много передач о пластических операциях, построенных по принципу: у Васи (Тани, Иван Иваныча) был физический недостаток, ему сделали операцию, он стал прекрасен, удачлив и счастлив, чего никогда не случилось бы, останься он «уродливым». Для человека, ощущающего себя неудачником, потерпевшего недавно крах в личных отношениях или просто достаточно впечатлительного, такая передача может стать спусковым крючком, запускающим механизм дисморфофобии.

Вторая возможная причина дисморфофобии – серьёзное психическое заболевание. Обычно речь идет о тревожном расстройстве, которое приводит к навязчивым мыслям. Даже если мы убедим такого человека, что профилем он похож на греческого бога (а вовсе не на Буратино, как он считал раньше), это ему не слишком поможет. Ведь тревожное расстройство никуда не делось! Вместо старой навязчивости у него немедля образуется новая. Его будет не устраивать форма ушей, глаз или коленных чашечек – неважно, объект для недовольства всегда найдётся.

Также дисморфофобия может быть связана с шизофренией или психопатиями шизоидного круга. В этом случае она – просто часть бредовой концепции. Такую дисморфофобию саму по себе лечить бесполезно, потому что в ее основе лежит более серьёзное заболевание, которым нужно заниматься в первую очередь, а недовольство внешностью – всего лишь симптом.

Стремление к совершенству

Люди, страдающие дисморфофобией, любыми средствами пытаются улучшить свою внешность: доводят себя до изнеможения в спортзалах; выдавливают прыщи, калеча кожу; используют помпы для груди или половых органов; часами красятся и укладывают волосы, опаздывая всегда и везде. Они осаждают кабинеты косметологов, диетологов и пластических хирургов.

Для последних дисморфофобы – серьезная головная боль. Надо сказать, что на Западе в случае подозрения на дисфорфофобию перед пластической операцией пациента обязательно направляют на консультацию со специалистом. В нашей стране это условие далеко не всегда соблюдается. А зря! Операцию делают, а человек продолжает оставаться недовольным своей внешностью, вплоть до того, что подает в суд на клинику.

Но есть и другая сторона медали: дисморфофобы, если им оказано в операции или если они не в состоянии прибегнуть к услугам медиков, нередко совершают самостоятельное хирургическое вмешательство. Последствия таких «операций» бывают ужасны: искромсанные груди, огромные шрамы на лице, подшитые к коже головы уши и прочие ночные кошмары хирургов, которым приходится эту красоту нереальную приводить в порядок.

Это лечится!

Дисморфофобию можно вылечить. Естественно методы лечения дисморфобии, вызванной психической болезнью, и дисморфофобии, которая является неприятным последствием стрессов и общей неуверенности в себе, отличаются. В первом случае сначала надо заниматься болезнью, лежащей в основе патологического непринятия своего тела. Во втором – хорошо помогает телесноориентированая и когнитивная терапия.

Случается, что психологи даже рекомендуют пациентам сделать пластическую операцию (особенно если недовольство вызывает действительно портящая внешность особенность – большая бородавка на лице, шрам и т.п.) – для повышения самооценки. Но есть и опасность: человек может «подсесть» на пластическую хирургию. Не ограничится одной операцией, а начнет совершенствовать всё подряд. Конечно, это весьма полезно для карманов пластических хирургов, но проблемы дисморфофобии не решит. От болезненной фиксированности на собственной внешности хирурги, к сожалению, не лечат.

Как известно, болезнь всегда легче предупреждать, чем бороться с ней. Профилактикой дисморфобии в подростковом возрасте может служить корректное отношение близких, их желание поднять самооценку подростка, объяснение, откуда происходят изменения внешности и как к этому относиться. А главное – разъяснение того, что красива естественность, а не подправленные хирургами и фотошопом натянуто улыбающиеся с экранов лица голливудских звезд.

 

По материалам  www.medportal.ru .

Читай також